Ефанов В.В. Пучкин В.Я.
Развитие аппарата управления командующего, основных отделов и служб
Руководящий состав ВТА и командиры соединений примерно в 1971 г
Управление командующего Десантно-транспортной авиацией ВДВ было создано в марте 1946
г. одновременно с управлением командующего Воздушно-десантными войсками вначале
в составе ВВС, а затем вместе с ВДВ выведено из состава ВВС.
Управление возглавлял
командующий. Одновременно с преобразованиями ВДВ в 1946-1955 гг. неоднократно
изменялось название должности и управления, штатные категории руководящего
состава.
С 1946 по январь 1949 г.
должность называлась «командующий десантно-транспортной авиацией ВДВ». С января
1949 по апрель 1953 г. с преобразованием Воздушно-десантных войск в
Воздушно-десантную армию должность стала называться «командующий транспортно-десантной
авиацией Воздушно-десантной армии».
С апреля по август 1953 г. с
преобразованием ВДА снова в ВДВ должность стала называться «помощник
командующего ВДВ по ТДА». С августа 1953 г. по апрель 1955 г. должность
называлась «командующий ТДА ВДВ». С апреля 1955 г., когда ВТА была передана в
состав ВВС и до 1986 г. должность называлась «командующий ВТА ВВС», а затем до
1998 г. «командующий ВТА». В марте 1998 г., с переводом управления командующего
ВТА на штат управления воздушной армии, соответственно и должность командующего
стала называться «командующий 61 ВА ВГК (ВТА)».
До 1960 г. управление
командующего ВТА входило в штат Управления главнокомандующего ВВС (штат 1/480).
В 1960 г. управление выводится на самостоятельный штат.
Численность управления
командующего ВТА в 1946 году составляла около 80 военнослужащих и 10 служащих
Советской Армии. Характерно, что примерно в такой численности с небольшими
изменениями управление командующего ВТА просуществовало до 1965г., т.е. около
19 лет.
При выводе ВТА из состава
ВДВ в 1955 г. численность управления практически не изменилась. По штату в
составе управления командующего ВТА было 88 военнослужащих (в том числе 9
генералов, 76 офицеров, 3 сержанта и солдата) и 16 рабочих и служащих СА. (См.
рис. 1?).
В 1960 г. отделение
перелетов преобразуется в командный пункт управления полетами (КП УП) ВТА с
увеличением численности на 4 военнослужащих за счет численности отдела боевой
подготовки и ИАС (по 2 офицера, курировавших вертолетные части). В 1962 г. КП
УП и метеослужба выводятся на самостоятельный штат и за счет их численности (14
военнослужащих) создаются 8 отделение и усиливаются отделы и службы. Формально
численность управления не изменяется.
Первое значительное
увеличение штатов происходит в 1965 г. В марте создается служба безопасности
полетов (4 человека - сохраняется и по сей день), а затем включаются еще 19
должностей офицеров и 5 служащих в отделы и службы. В июле 1965 г. создается
отдел кадров (8 военнослужащих и 3 служащих). Всего за 1965 год прирост
численности составил 39 человек.
С одной стороны это
объяснялось возрастанием сложности и объема возлагаемых на ВТА задач в связи с
перевооружением на самолеты Ан-8 и Ан-12, как отражалось в обоснованиях
увеличения штатов. А с другой, сменой военно-политического руководства СССР.
С этого времени увеличение
численности управления производится практически ежегодно. В 1966 г. – на 11
военнослужащих и 7 служащих СА, в 1968 г. – еще на 10 военнослужащих и 2
служащих. Создается служба радиоэлектронного противодействия (5 военнослужащих
и 2 служащих). Это явилось следствием возрастания роли радиоэлектронных средств
в решении боевых задач, формирования в ВТА авиационного полка РПД (РЭБ) и оснащения
транспортных самолетов индивидуальными средствами помех.
В 1969 г. численность
управления возрастает еще на 14 человек и достигает 187 единиц (147 военнослужащих
и 40 рабочих и служащих).
В 1970 г. предпринимается
попытка сокращения численности управленческого аппарата Вооруженных Сил. В
управлении командующего сокращается 16 военнослужащих и 12 служащих. На
1.01.1971 г. штатная численность управления составляет 132 военнослужащих (9
генералов, 117 офицеров, 6 прапорщиков) и 28 рабочих и служащих СА.
Однако уже с 1972 года
численность управления начинает снова расти высокими темпами. В отдел
организационно-мобилизационный и укомплектования включается сразу 6 офицеров и
1 служащий. Вновь создается отделение воздушных перевозок (кроме КП УП) в
составе 4-х человек, политический отдел ВТА (2 генерала, 10 офицеров и 4
служащих), усиливаются ИАС, тыл, отдел кадров. Только за один год штат
увеличивается на 34 единицы и численность управления достигает 194 человек, в
том числе 158 военнослужащих (11 генералов, 141 офицер, 6 прапорщиков) и 36
рабочих и служащих. К 1974 году численность управления составляет уже 215
человек (168 военнослужащих и 47 служащих).
С 1975 г. начинается рост
штатов, связанный с процессом автоматизации управления: создается группа
автоматизации управления (4 офицера), информационно-вычислительная группа (4
военнослужащих и 3 служащих), которые вошли в состав оперативного отдела. Общая
численность управления достигает 231 человека. За 10 лет штат управления увеличился
более чем в 2 раза, не считая структур обеспечения, состоящих на
самостоятельных штатах.
В 1977 г. вводятся
генеральские звания для должностей начальника войск связи и РТО полетов и
начальника тыла ВТА.
В 1978 году из штата
управления исключается информационно-вычислительная группа, а ее численность
используется для формирования вычислительного центра ВТА.
К концу 1980 г. штат
управления достигает 250 человек, в том числе 197 военнослужащих (13 генералов,
174 офицера, 9 прапорщиков, 1 солдат) и 53 служащих. В последующие 10 лет
состав управления вырос еще на 38 человек и к концу 1990 г. составлял 288 штатных
единиц. В 1989 г. в соответствии с решением Совета Министров СССР о широком
привлечении ВТА к выполнению коммерческих перевозок отделение воздушных
перевозок преобразуется в отдел воздушных перевозок, в состав которого
включается финансовая группа (3 военнослужащих и 4 служащих). В 1991 г. финансовая
группа выводится из состава отдела, а ее численность используется для
формирования финансово-экономического отдела ВТА (6 военнослужащих и 7 лиц
гражданского персонала). К 1996 г. численность ФЭО ВТА достигла 16 человек (8
военнослужащих и 8 лиц гражданского персонала).
Процессы «перестройки»,
развернувшиеся в стране с 1985 г., распад СССР и его Вооруженных Сил
значительного влияния на численность управления не оказали. В конце 1990 г.
была сокращена должность заместителя командующего ВТА и исключены генеральские
звания для 5-ти должностей (заместителя начальника штаба, начальника
оперативного отдела, главного штурмана, начальника войск связи и РТО полетов и
первого заместителя начальника политотдела). В 1992 г. военно-политический
отдел преобразован в отдел по работе с личным составом (в дальнейшем отдел
воспитательной работы), исключен из штатов партийный комитет - 1 человек. В
результате всех изменений штатная численность управления уменьшилась на 16 человек.
В апреле 1998 г. управление
командующего ВТА переформировывается в управление ВА ВГК (ВТА), что
одновременно с сокращением численности привело к снижению должностных окладов и
воинских званий большинства личного состава.
Следует отметить, что за 25
лет с 1965 по 1990 г. численность только собственно управления командующего ВТА
выросла в 2,8 раза. Кроме того, одновременно создавались и росли структуры,
обеспечивающие деятельность управления командующего ВТА и имевшие самостоятельные
штаты. К ним относятся КП и КП УП ВТА (в 1994 г. объединены), 2 узла связи
(один в н.в. сокращен), вычислительный центр ВТА (передан в состав ВВС), отдел
капитального строительства, взвод обеспечения, особый отдел КГБ (ФСБ) с
отделением охраны (создан в 1979 г.) и другие подразделения. С учетом этих
подразделений численность управленческого аппарата командующего ВТА выросла
более чем в 4 раза.
В большинстве случаев рост
численности управления был вполне оправдан, определялся задачами перевооружения
на более совершенную, но и более сложную в эксплуатации авиационную технику,
ростом количества и объема решаемых задач, повышением расхода материальных
ресурсов, сложностью строительства, ремонта и поддержания в эксплуатационном
состоянии аэродромов и инженерных сооружений на них. Некоторые службы и должностные
лица были введены в штат управления, как следствие развития средств вооруженной
борьбы, как, например, служба РЭБ, офицер по психологической борьбе. В целом
рост численности управленческого аппарата вписывался в общую тенденцию этого
процесса.
Значительное увеличение численности
управленческого аппарата и не только в ВТА, повлекла автоматизация управления,
призванная улучшить условия и повысить оперативность и интенсивность штабного
труда, что, по замыслу, позволило бы сократить численность управленческого
аппарата. Однако, как показал опыт, в этом смысле компьютеризация привела к
обратному результату. Эксплуатация и обслуживание большого количества ЭВМ,
персональных компьютеров и другой современной оргтехники потребовало не только
увеличения управленческих штатов, но и дополнительных расходов на приобретение
и техническое обслуживание техники, создание специального математического и
программного обеспечения, оплату персонала и других расходов.
К сожалению произведенные
затраты на компьютеризацию не носили комплексного характера, не были охвачены
нижние звенья системы управления, не обеспечена необходимая информационная база
и связь с другими органами управления Министерства обороны. Поэтому возможности
состоящей на вооружении вычислительной техники, особенно больших ЭВМ, не использовались
и на 25%. Как показало дальнейшее развитие вычислительной техники, затраты,
произведенные на создание и установку в штабе ВТА большой ЭВМ типа ЕС-60,
оказались практически полностью не оправданными, если не учитывать приобретенный
(в том числе отрицательный) опыт и разработку ряда информационных и расчетных
задач, реализованных в дальнейшем на персональных ЭВМ.
В целом, как показал опыт,
преобразования управленческого аппарата не всегда носили продуманный характер с
учетом объективных потребностей.
Представляется уместным
кратко проследить развитие основных отделов и служб управления командующего
ВТА, что позволяет создать основу для более глубоких архивных исследований по
этим вопросам в случае необходимости. (К сожалению, авторы не располагают по
ним полными сведениями, особенно по первым годам существования ВТА.)