Тыл ВТА зародился в 1946 г. в ВДВ для осуществления специфических функций
обеспечения десантно-транспортной авиации как отдел авиационно-технического
обеспечения. И после вывода ВТА из состава ВДВ до 1975 г. аппарат тыла ВТА
по-прежнему состоял из одного отдела: отдела службы авиационно-технического
обеспечения. В его составе было 2 группы: автотракторная (5 офицеров и 2
служащих) и аэродромная и квартирно-эксплуатационная (5 офицеров и 1 служащий).
В 1975 г. отдел службы тыла авиационно-технического обеспечения реорганизуется
в 2 отдела: отдел службы тыла и отдел авиационно-технического обеспечения. В
1979 г. в связи с перевооружением на самолет Ил-76 и ростом объема задач отдел
службы тыла переформирован в штаб тыла ВТА и образовано 3 отдела:
инженерно-аэродромной и квартирно-эксплуатационной службы; автомобильной и
электрогазовой службы; авиационно-технического обеспечения. Общая численность
службы тыла в 1990 г. достигла 28 военнослужащих и 10 служащих СА, т.е. выросла
почти в 3 раза по сравнению с 1955 г.
С развитием авиационной
техники и ростом сложности тылового обеспечения совершенствовалась структура и
росли возможности тыловых частей ВТА. Около 2/3 их них были созданы в военное
время, а некоторые ведут свою историю с довоенного времени.
С созданием ДТА в 1946 г.
структура батальонов аэродромного обеспечения (бао), обеспечивавших полки на
самолетах различных типов, была также различной. Только после 1959 г. с
перевооружением на самолеты Ан-8 и Ан-12 вводятся новые типовые штаты обато ап.
Перевооружение потребовало строительства бетонированных ВПП, мест стоянок
самолетов, расширения емкости складов ГСМ, так как заправка авиаполка Ан-12 возросла
в 12 раз по сравнению с полком Ил-12. После перевооружения на самолеты Ан-12
ежегодное потребление авиационного топлива превысило 400 тыс.т, а к концу 80-х
гг. после перевооружения на самолет Ил-76 – достигло 1 млн.т. Кроме основных
аэродромов большой объем работ был выполнен по подготовке и обустройству
запасных аэродромов. По мере перевооружения на самолеты Ан-22, затем Ил-76 и
Ан-124 пересматривается структура обато, наращиваются их возможности. Обато
авиаполков на тяжелых самолетах Ан-22 и Ан-124 переформировываются в
авиационно-технические базы.
Развивается техника тыла.
Вместо топливозаправщиков ТЗ-7,5, емкостью 7,5 тыс.л приходят ТЗ-16, ТЗ-22,
ТЗ-30, ТЗ-60. Емкость топливных баков последних 60 куб.м. Аналогичные процессы
происходят с аэродромными источниками питания, масло- и газозаправщиками,
тягачами, снегоочистителями и другой техникой. Совершенствуется стационарное
оборудование аэродромов: централизованные заправочные станции, стационарные
аэродромные электросети и др. Все это позволяет решать задачи материального и
аэродромно-технического обеспечения авиаполков без существенного увеличения
численности личного состава в тыловых частях.
Первым начальником отдела
авиационно-технического обеспечения, а затем первым начальником тыла ВТА с 1946
по 1963 гг. был полковник П.С.Демин.
В 1963 г. после его увольнения начальником тыла был назначен полковник С.С.Марутов (1963-1968 гг.). Затем тыл
ВТА возглавляли участник Великой Отечественной войны генерал-майор авиации Н.А.Чепур (1968-1973 гг.),
генерал-майор авиации И.П.Пивень
(1973-1980 гг.), генерал-майор авиации
В.С.Прокофьев (1980-1992 гг.), генерал-майор авиации В.А.Трифонов (1992-199? гг), генерал-майор И.?.Пеньков (199?-200?
гг.), генерал-майор В.А.Савран (200? г. по н.в.)
Начальники тыла ВТА
В разные годы проходили
службу в отделе и внесли значительный вклад в развитие служб тыла и совершенствование
материального и аэродромно-технического обеспечения ВТА участник Великой Отечественной
войны полковник Н.И.Шаробойко,
полковники А.Я.Борисов, К.В.Голушков,
Г.Ф.Гойда, А.В.Зверков, В.П.Ивченко, В.И.Копанев, В.Н.Космосов, В.Т.Новиков,
Ю.В.Соколов, В.П.Туровец, подполковник
М.М.Сулейманов, служащие СА
С.Г.Власова, Г.А.Гуськова и многие другие.
1033