Командный пункт ВТА был создан в 1960 г., когда на основании
директивы Генерального штаба № Орг/8/61499 от 17.09.60 г. имевшееся в штате
штаба ВТА отделение перелетов преобразуется в командный пункт управления полетами
(КП УП) с увеличением численности с 5-ти до 9-ти человек. Первым начальником КП
УП ВТА был назначен полковник Б.В.Осадчук.
В 1962 году КП УП и метеослужба выводятся на самостоятельный штат и образуют КП
УП ВТА общей численностью 14 человек. В 1971 г. КП УП ВТА преобразуется в 1171
КП УП.
В 70-е гг. в
связи с ростом объема задач, возрастанием угрозы применения противником оружия
массового поражения, прежде всего по объектам системы управления, возникает
необходимость создания защищенных загородных командных пунктов. Поэтому в ВТА в
соответствии с директивой Генерального штаба к 1 декабря 1978 г. был сформирован
897 КП. Проводится большая работа по строительству защищенного сооружения и
оснащению его средствами отображения информации и автоматизации управления, строительству
учебной базы и жилого фонда. Первым начальником 897 КП ВТА был назначен
полковник Литвинцев.
Делаются попытки оборудования
средствами отображения информации и КП УП, однако эти средства – различные
табло – были весьма громоздки, неудобны в работе и не автоматизированы, что
создавало лишнюю работу, но мало облегчало работу расчета практически.
К этому периоду относится резкое
возрастание объема задач ВТА по перевозкам войск и грузов, в том числе в
регионы Ближнего Востока, в Африку, Афганистан, в районы вооруженных конфликтов
на территории СССР, а также грузов гражданского назначения, что становится
возможным благодаря перевооружению на самолеты нового поколения Ан-22, а затем
Ил-76 и Ан-124.
Перевооружение на самолеты
нового поколения, само по себе, требовало проведения большого объема боевой
подготовки. Кроме того, 80-е годы характеризуются тем, что в отдельные периоды
на заданиях одновременно находится свыше 100 самолетов, что требует от личного
состава КП ВТА работы с высокой интенсивностью. В отдельные годы общий налет
ВТА превышал 130 тыс. часов. Выполнялось множество задач с практической выброской
десанта, перевозкой военной техники и грузов и других задач по распоряжениям
Правительства СССР и высшего военного руководства. Ошибки и упущения личного
состава расчетов КП стоили весьма дорого, а потому была высока ответственность
и дисциплина
В те годы проводится множество
крупных учений, в том числе стран Варшавского договора, с участием
Военно-транспортной авиации, в которых значительную роль играл точный прогноз
погоды для принятия решения на практическую выброску воздушных десантов.
Ветераны ВТА любят вспоминать прогноз погоды, выданный К.Г.Биге при выброске воздушного десанта на территории Болгарии на
учениях "Щит-83". До последнего момента погода в районе выброски
стояла такая, что казалось, десантирование придется запретить. Все командование
ВДВ и ВТА, ответственное за выброску, было сильно обеспокоено возможностью
благополучного исхода учения. Но Ким Генрихович твердо стоял на своем:
"Погода будет!".
И действительно, к огромной
радости тогдашнего командующего ВТА генерал-полковника авиации А.Н.Волкова, перед самой выброской
облака начали редеть, выглянуло солнце, и выброска прошла весьма успешно. К.Г.Биге стал истинным героем дня. Это
только один из случаев, показывающих важность и ответственность работы метеослужбы,
но таких случаев было немало.
С началом перестройки, распадом
СССР резко (почти вдвое) сокращается численность самолетного парка, из-за
отсутствия поставок авиатоплива снижается интенсивность полетов по задачам
боевой подготовки. Руководством страны принимается решение о многократном
сокращении Вооруженных Сил, что сказывается и на ВТА в целом и на КП ВТА.
К 1.10.1994 г. в соответствии с
решением Министерства обороны РФ 897 КП был расформирован с частичной передачей
численности и функций. 1171 КП УП, который преобразуется в 1171 КП ВТА.
Начальником КП назначается полковник Л.А.Мальков
В 1998 г. с переводом управления
командующего ВТА на штат воздушной армии 1171 КП ВТА преобразуется в 1171 КП ВА
ВГК (ВТА).
В конце 90-х начале 2000-х годов
проводится большая работа по оснащению КП ВТА современными средствами автоматизации
управления и отображения информации, значительно улучшаются условия работы
дежурных смен расчета и всего персонала КП, в чем немалая заслуга принадлежит
полковнику Л.А.Малькову .
ВТА в современных условиях
продолжает выполнять значительный объем перевозок на территории России и за
рубежом по директивным заданиям Генерального штаба и Главного штаба ВВС,
коммерческие перевозки по заявкам предприятий и организаций России. Все это
требует профессиональной, напряженной и четкой работы от личного состава КП и
метеослужбы.
В разные годы КП (КП УП) ВТА
возглавляли полковники Б.В.Осадчук,
Д.Н.Арутюнян (1985 – 1994 гг.), Л.А.Мальков (1994 – 2002 гг.), Г.А.Шумейко
(2002 –2003 гг. н.в.), О.Н.Галивец (2003 г. по н.в.). КП ВТА (загородный)
возглавляли полковники Литвинцев, В.И.Япрынцев,
В.Н.Корнилов (1992-94 гг.).
568