27 апреля 1955 года директивой МО СССР № 448720 Транспортно-десантная авиация ВДВ (ТДА) была преобразована в Военно-транспортную авиацию ВВС как самостоятельный вид ВВС.
Изменение характера вооружённой борьбы в послевоенный период, обусловленное появлением ядерного оружия и повышением мобильности Вооружённых Сил СССР, привело к возрастанию роли воздушных перевозок, что потребовало вывести ТДА из состава ВДВ и существенно нарастить её боевые возможности.
Командующим ВТА ВВС был назначен маршал авиации
Н.С. Скрипко
, который командовал ВТА до 1969 года.
В состав ВТА ВВС были также включены ещё четыре транспортные авиационные дивизии и четыре отдельных транспортных авиационных полка ВВС. Кроме того, была сформирована еще одна вертолётная дивизия. Всего из 11 дивизий 4 были трёхполкового состава, а остальные 7 – двухполкового. Полки имели три эскадрильи по три отряда. В отрядах было по 3-5 самолётов. В полках было от 32 до 45 однотипных самолётов (вертолётов).
Такое объединение положило конец распылению усилий и обеспечило возможность осуществления более масштабных операций и гибкого централизованного руководства Военно-транспортной авиацией как средством Верховного Главного Командования.
В период до начала 1960-х годов на вооружении ВТА состояли самолёты Ли-2 (ПС-84), С-47, ТБ-3, Г-2, ТБ-7, Пе-8, Ту-4Д, Ил-12Д, Ил-14Т, вертолёты Ми-4, планёры Ц-25 и Як-14.
В 1955 году после создания ВТА на её вооружении было до 950 воздушных судов, а через три года достигло 1267. Затем, в связи с перевооружением и значительным сокращением Вооруженных Сил, вертолётные соединения и части были переданы в другие объединения ВВС, части и соединения, вооруженные Ли-2 и Ил-12 расформированы, а техника передана различным ведомствам. Число самолётов к 1965 году сократилась более чем в два раза. Однако интенсивное перевооружение на самолёты Ан-8 и Ан-12 позволило увеличить грузоподъемность ВТА с 3,5 тыс. тонн до 8,5 тыс. тонн, то есть почти в 2,5 раза.
Организационно-штатная структура ВТА в период становления и развития постоянно изменялась. В зависимости от оснащения ее авиационной техникой дивизии состояли из двух, трёх, а в некоторые периоды и четырёх авиаполков. В 1960-1970 г.г. все дивизии (всего их было от 3-х в 1960 г. до 5-ти в 1965 г.) были сначала четырёхполкового, а затем трёхполкового состава. В состав дивизий, кроме авиационных полков входили: авиационный отряд управления, части тыла, связи и РТО. Отряды управления (по 3 Ан-12) имелись также в полках на самолётах Ан-22 и Ан-124.
В 1967 году для отработки новых способов боевого применения военно-транспортных самолётов и подразделений, улучшения качества переучивания лётного и технического состава, а также подготовки различных категорий руководящего состава для частей ВТА были сформированы 25-е офицерские курсы ВВС, которые в 1974 году были преобразованы в 610 Центр боевого применения и переучивания лётного состава ВТА.
В последующем командующими ВТА были с 1969 по 1979 годы генерал-полковник авиации
Г.Н. Пакилев,
с 1980 года по 1986 генерал-полковник авиации (в последующем маршал авиации)
А.Н. Волков, с 1986 по 1997 год – генерал-полковник авиации
В.В. Ефанов, с 1997 года ВТА, а с 1998 по 1999 годы 61 ВА ВГК (ВТА) возглавлял генерал-лейтенат авиации
В.А. Дырдин, с 1999 по 2007 годы – генерал-лейтенант
В.Ф. Денисов, с 2007 по 2013 годы – генерал-лейтенант
В.Т. Качалкин.
В настоящий период ордена Суворова Командование ВТА возглавляет генерал-лейтенант
В.В. Бенедиктов.
Правление МОО «Труженики неба» поздравляет командующего ВТА, Военный совет, весь персонал авиационного объединения и ветеранов с этой знаменательной датой и желает новых успехов в решении сложных задач Специальной военной операции, укреплении боевой готовности и повышении боевой выучки подразделений, частей и соединений.