6-я гвардейская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого II степени Запорожская военно-транспортная авиационная дивизия

Начала формирование 14 июля 1942 года в городе Сталинграде Сталинградским Военным округом как 290 штурмовая авиационная дивизия, а 4 августа формирование было возложено на Командующего 8 ВА (Директива штаба ВВС КА № 17/349).

12 сентября управление дивизии было полностью сформировано, включено в состав 1 гв. ШАК и передислоцировано в г. Димитров МВО.

Первым командиром дивизии был назначен полковник Мироненко Павел Иванович.

В годы войны части дивизии воевали на штурмовиках Ил-2, Ил-10. Начало боевой деятельности относится к завершающему этапу битвы за Сталинград, где она принимала участие с декабря 1942 года. В дальнейшем дивизия участвовала в Белгородско-Харьковской, Львовско-Сандомирской, Берлинской и других операциях. Всего за время боев на фронтах Великой Отечественной войны дивизия совершила более 19,5 тысяч боевых вылетов.

За образцовое выполнение боевых заданий командования в августе 1943 года дивизии присвоено почетное звание “гвардейская”, в октябре - почетное наименование “Запорожская”, в августе 1944 года дивизия награждена орденом “Богдана Хмельницкого II степени”, а в июне 1945 года - орденом “Красного Знамени”.

В июле - августе 1946 года управление дивизии передислоцировано из Австрии в г. Белая Церковь и переформировано в управление 6 гвардейской авиационно-транспортной дивизии. В ее состав вошли 2 авиаполка на самолетах Ли-2, Ил-10, Ил-2 и По-2, которые в 1946-1947 гг перевооружились на самолеты Ли-2.

В 1948 году дивизия начала перевооружение на самолет Ил-12, а в 1955 году на самолет Ту-4Д. С 1955 года управление 6 гв. втад базируется в г. Кривой Рог.

С 1960 года дивизия приступила к перевооружению на самолет нового поколения Ан-12, а с 1982 года на самолет Ил-76 мд.

За послевоенный период дивизия участвовала практически во всех учениях и выполнении практических задач на территории СССР и за ее пределами. В том числе в событиях в Венгрии, Чехословакии, Афганистане, учениях и маневрах “Северский Донец”, “Влтава”, “Ладога”, “Родоны”, “Днепр”, серии учений “Щит”, “Двина”, “Юг”, “Весна” и многих других учениях и маневрах. Ее экипажи работали в Анголе, Эфиопии, Вьетнаме, на Ближнем Востоке, в Йемене и многих других регионах и государствах.

Личный состав дивизии принимал активное участие в ликвидации последствий землетрясения в Армении, переброске Миротворческих сил в районы межэтнических конфликтов в конце 80-х годов, ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в 1986 году и выполняла многие другие задачи.

За образцовое выполнение поставленных задач дивизия неоднократно награждалась переходящими знаменами и вымпелами Министра обороны, поощрялась командованием ВТА.

В разные годы дивизией командовали:

с 1942 г. - полковник Мироненко Павел Иванович,
с 1944 г. - полковник Курочкин Александр Филиппович,
с 1946 г. - полковник Листров Федор Михайлович,
с 1952 г. - полковник Болдырихин Федор Захарович ,
с 1958 г. - полковник Щербина Павел Яковлевич,
с 1960 г. - генерал-майор авиации Савельев Виктор Дмитриевич,,
с 1967 г. - полковник Захаров Виктор Васильевич,
с 1971 г. - генерал-майор авиации Шевченко Анатолий Николаевич,
с 1976 г. - генерал-майор авиации Кулыгин Борис Павлович,
с 1978 г. - генерал-майор авиации Козий Иосиф Иванович,
с 1988 г. - генерал-майор авиации Кочергин Геннадий Петрович,
с 1992 г. - генерал-майор авиации Одинцев Алексей Константинович,



Читать, скачать Историю 6 втад



20 апреля 1992 года, в результате распада СССР, дивизия в составе:
37 военно-транспортного авиационного полка,
338 военно-транспортного авиационного полка и
363 военно-транспортного орденов Богдана Хмельницкого II степени, Суворова III степени Черкасского авиационного полка
с частями обеспечения передана в состав ВВС Украины.

6-я гвардейская втад в Википедии
К 70 -летию 6 гв. втад.
Очерк Начальника Политического Отдела гв. полковника Зайцева Э.А.




Юбилей 6-й втад (60-летие) ч1





Количество просмотров - 2084



Яндекс.Метрика


Последнее обновление : 2024-12-09 21:49:26