На основании распоряжения Государственного Комитета Обороны от 19.03.1944 года приказом командира 9-й гвардейской Донбасской дивизии дальнего действияна аэродроме Екатериновка Кировоградской области УССР начал формироваться 339 бомбардировочный полк дальнего действия.
24 июля 1944 года личному составу полка на аэродроме Бердичев Винницкой области УССР вручено Боевое знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР. Этот день стал днем рождения полка. Громя врага летом 1944 года, полк действовал в интересах 2-го и 4-го Украинских и 1-го Белорусского фронтов с аэродрома Бердичев и Прилуки, произведя 226 боевых вылетов и сбросив 3447 бомб общим весом 250 тысяч килограммов. Всего за период 1944 года полк произвел 392 боевых вылета, сбросив на голову врага 435 тысяч килограммов бомб. В воздушных боях было сбито 5 истребителей противника.
26.12.1944 года 339 бомбардировочный полк дальнего действияпереименован Директивой Генерального штаба No. Орг/10/315706 в 339-й бомбардировочный авиационный полк.
На заключительном этапе войны 1945 года боевые удары наносились по важным стратегическим пунктам противника. Было совершено 350 боевых вылетов, сброшено 6600 бомб. За весь период боевых действий с июня 1944 года по май 1945 года было совершено 576 вылетов, сброшено 10107 бомб общим весом 732814 килограммов. Последний боевой вылет был совершен на логово врага город Берлин 2 мая 1945 года.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 июня 1945 года за боевые действия по обеспечению наступательной операции, успешные бомбовые удары по важнейшим пунктам и коммуникациям противника и проявленные при этом личным составом полка героизм, самоотверженность и высокую боевую выучку, полк был награжден орденом Суворова III степени. За мужество и отвагу личный состав полка 10 раз отмечался в приказах Верховного Главнокомандующего. Боевые потери полка составили 7 экипажей, отдавших свою жизнь за честь и свободу нашей Родины
По окончании боевых действий полк в очередности базировался на польских аэродромах Цеханув, Легница, Познань, Олава.
9 мая 1947 г. полк вошел в состав 3-й гвардейской авиационной транспортной Смоленской орденов Суворова и Кутузова дивизии и передислоцировался на аэродром Витебск - северный.
С 6 декабря 1956 года в городе Витебске на смену ЛИ-2 пришел самолет ТУ-4 , а в 1958г. первым в ВТА ВВС освоил турбовинтовой самолет Ан-12 . На самолетах Ан-12 полк участвовал во всех крупных учениях, проводимых по плану Министерства Обороны СССР.
После Великой Отечественной войны для полка продолжалась непрерывная боевая подготовка, напряженный ратный труд, который по сути сравним с боевым.
8 Орденов Ленина, 126 Орденов "Красная Звезда". И свыше 400 служащих нашего полка награждены другими боевыми наградами.
Высокую оценку Главкома ВВС полк получил при выполнении задания по оказанию помощи жителям города Ташкент, пострадавшего от землетрясения в 1966 году. Свидетельством высоких качеств самолета Ан-12, летного мастерства личного состава стал полет дальностью 17000 км в Перу. Надеемся, что, политики, и дипломаты еще вспомнят экипажи ВТА и в частности, 339 ВТАП, которые в 1970 году с исключительной самоотверженностью доставили народу Перу, пострадавшему от землетрясения полевые госпитали, продукты питания, врачей и т.д. Кстати несколько лет назад в средствах массовой информации вспоминались и поощрялись участники тех событий, работавшие в Перу.
В исключительно сложных условиях личный состав успешно выполнял задачи в интересах Министерства нефтяной и газовой промышленности по обеспечению строительства нефтепровода Усть-Балык - Омск.
На самолете АН-12 вписано много славных страниц в историю полка:
- экстренная помощь Ташкенту, пострадавшему от землетрясения в 1966г.
- транспортировка нефтегазовых труб, операция "Труба" в 1966г.
- интернациональная помощь Обьединенной Арабской Республике в 1967г.
- события в Чехословакии в 1968г.
- ближневосточный конфликт.
- интернациональная помощь Корее, Вьетнаму, Камбоджи, Индонезии, Йемену, Анголе, Эфиопии в 1972-1980г…
- землетрясение в Перу.
- участие в учениях "Днепр" в 1967г., "Двина" в 1970г.
Знаменательным в истории части стали 1973-1974 годы, когда полк первым в Военно-Воздушных Силах начал осваивать самолет нового поколении ИЛ-76 , а 14 июля 1974 года экипаж кавалера орденов II и III степени "За Службу Родине" подполковника Недоборова В.И. первым осуществил перелет из Ташкента в Витебск, положив начало успешному переучиванию всего летного и инженерно-технического состава полка.
Постоянно совершенствуя летное мастерство, технические и специальные знания, повышая боеготовность, личный состав полка выполнил все поставленные перед ним задачи по воздушным перевозкам, десантированию войск и боевой техники, обеспечив безаварийную летную работу.
Полк учавствовал в учениях: "Весна-75", "Щит-79" и других. Выполнял боевые задачи. Осуществлял международные перевозки, полеты в Антарктиду.
С 1979 года – суровое небо Афганистана. Члены экипажей 339-го полка доставляли десантников, технику, другие грузы за горы Гиндукша.
В 1984 году, в канун своего 40-летия, 339-й военно-транспортный полк, за успехи в боевой и политической подготовке, большую военно-патриотическую работу среди населения города Витебска был награжден высшей наградой Белорусской ССР – Почетной Грамотой Верховного Совета БССР.
В 1989 году страшное землетрясение в Армении. Уже спустя несколько часов на помощь пострадавшим прибыли витебские авиаторы. Но боевые традиции, слава и доблесть живут среди личного состава 339-го военно-транспортного ордена Суворова III степени авиационного полка.
Сама история 339-го полка уникальна. Именно этой ордена Суворова авиационной части более 40 лет назад было доверено первой в СССР освоить новую авиационную технику. В последствии наиболее подготовленные офицеры полка направлялись в другие части, куда поступала на вооружение новая авиационная техника. Таким образом 339-й полк стал настоящей кузницей кадров для всей ВТА ВВС.
Если Вам приходилось читать в средствах массовой информации или слышать из выступлений политиков и дипломатов о тех или иных событиях произошедших в Корее и Комбодже, Вьетнаме и Кубе, Сирии и Египте, Сомали и Эфиопии, Йемене и Перу, Анголе и многих других странах следует читать и считать здесь работали авиаторы 339-го военно-транспортного ордена Суворова III степени авиационного полка из Витебска.
В 1996г. после распада СССР полк был расформирован. Последний самолет Ил-76 МД покинул аэродром Витебск - северный 30 июля 1996 года навсегда. Самолетный парк вошел в состав Трансавиаэкспорт. Перебазирован в Минск.
Командиры 339 военно-транспортного авиационного
ордена Суворова III степени полка
1944 г. полковник
Поликарпов Николай Яковлевич
1953 г. полковник
Морозов Леонид Иванович
1957 г. полковник
Сомов Сергей Алексеевич, Герой Российской Федерации
1958 г. полковник
Богомазов Григорий Иванович, Герой Советского Союза
1960 г. полковник
Щетина Петр Савельевич
1966 г. полковник
Черниченко Александр Евсеевич
1978 г. полковник
Капаев Иван Михайлович
1983 г. полковник
Акимов Владимир Геннадьевич
1985 г. полковник
Караваев Юрий Аркадьевич
1987 г. полковник
Алексеенко Геннадий Иванович
1992 г. полковник
Гладышев Вячеслав Васильевич
1992-1996 г.г. полковник
Серов Александр Николаевич
Ил-76: крылатый богатырь с витебской пропиской ч. 1
Ил-76: крылатый богатырь с витебской пропиской ч. 2
Сайт 339 втап
История 339 втап
фильм 1
История 339 втап
фильм 2
История 339 втап
фильм 3
История 339 втап фильм 4
Количество просмотров - 2166