196 гвардейский Минский военно-транспортный авиационный полк

Полк приступил к формированию 25 мая 1943 года на станции Монино Московский соенный округ в соответствии с постановлением ГКО №3275СС от 30 апреля 1943 года и приказом командования АДД №008 от 1 мая 1943 года. Формирование полка закончилось в октябре 1943 года.

При формировании полк получил наименование 110 авиационный полк дальнего действия.

Со дня основания и до конца Великой Отечественной войны полк выполнял боевые задачи на самолетах Ли-2.

3 июня 1943 года полк включился в боевую работу по специальному заданию Центрального штаба партизанского движения, когда 2 экипажа ушли на задание к партизанским отрядам. В дальнейшем он действовал в интересах Западного, Юго-Западного, Волховского, 3-го Украинского, Ленинградского, 1,2 и 3-го Белорусского, 2-го Прибалтийского фронтов. Великую Отечественную войну закончил на территории Германии участвуя в штурме г. Берлин.
Первый боевой вылет выполнен 3 июня 1943 г. двумя самолетами, капитана Веревкина и капитана Владимирова по заданию Центрального штаба партизанского движения - требовалось доставить груз партизанскому отряду в район Омельховщины в окрестностях Мозыря. Через 8 часов полета экипажи выполнили посадку на полевой партизанской площадке. Световой день переждали у партизан, а на следующую ночь пара Ли-2 вылетала обратно в Монино.

За успешное выполнение заданий в боях с немецкими захватчиками при овладении г. Минск в августе 1944 года полку было присвоено почетное наименование “Минский”.

В ноябре 1944 года 110 авиационный Минский полк дальнего действия был преобразован в гвардейскую часть с присвоением наименования 33 гвардейский авиационный Минский полк дальнего действия.
Последний боевой вылет выполнен 7 мая 1945 г. - 13 экипажей бомбили Свинемюнде.

За годы войны личный состав полка выполнил более 3000 боевых вылетов, в полку воспитано 2 Героя Советского Союза,
майор Савченко Павел Павлович, командир первой эскадрильи
капитан Ксендзов Григорий Васильевич, штурман третьей эскадрильи,
6 человек награждено орденом Ленина.

С 1 февраля 1946 года полк переименован в 196 гвардейский дальне-бомбардировочный авиационный Минский полк , а с июня 1946 года переведен в состав 16 ВА и стал именоваться 196 отдельный гвардейский транспортный авиационный Минский полк.

В дальнейшем полк входил в состав 13 ВА, 281 авиационно-транспортной Новгородской Краснознаменной дивизии ВДВ и в различные военно-транспортные авиационные дивизии.

С марта 1957 года полк приступил к переучиванию на новую материальную часть - самолет Ту-4Д, а с мая 1961 года на самолет Ан-12.

5 февраля 1980 года гвардейский военно-транспортный авиационный Минский полк приступил к перевооружению на самолет Ил-76М.

На основании директивы ГШ ВС 24 августа 1992 года полк передан в состав 3-й гвардейской военно-транспортной авиационной Смоленской дивизии и перебазирован с аэродрома Тарту на аэродром Тверь.
Дата перебазирования отмечалась с 4 января 93 года ( первое полковое построение в Мигалово).

В мирное время полк участвовал в различных учениях и маневрах и оказании интернациональной помощи народам Венгрии, Чехословакии, Сирии, Кубы, Вьетнама, Мозамбик, Польши, Афганистана и ряда других стран. Начиная с 1954 года, участвовал в арктических экспедициях, доставке грузов на станции серии “Северный Полюс”, так в период с 27 сентября по 4 октября 1982 года два экипажа полка произвели десантирование парашютным способом продовольствия и горючего на дрейфующую станцию “Северный полюс -25”. В 1988 - 1989 гг. экипажи полка перевозили технику и грузы для пострадавших от землетрясения в Армении.

В период с 1993 по 1994 года полк участвовал в перевозке миротворческих сил в Югославию, Абхазию, Таджикистан, в ликвидации последствий землетрясения на Курильских островах.

В период с 1994 по 1995 года принимал участие в перевозке личного состава и техники в Чечне, Югославии, в ликвидации последствий землетрясения на Сахалине.

За образцовое выполнение поставленных задач полк награжден переходящим Красным Знаменем ЦК КП Эстонии и Президиума Верховного Совета и Совета Министров Эстонской ССР (1962 г.), неоднократно поощрялся командованием ВВС и ВТА.

В разные годы полком командовали:

с 1943 г. - майор Орлов Владислав Николаевич,
с 1944 г. - полковник Гаврилов Михаил Иосифович,
с 1946 г. - полковник Рассказов Константин Иванович,
с 1949 г. - подполковник Чухаев Анатолий Петрович,
с 1950 г. - подполковник Никитин Арсений Павлович,
с 1951 г. - подполковник Фатин Федор Васильевич,
с 1957 г. - подполковник Керимов Абдулла Насретдинович,
с 1959 г. - подполковник Иванов Александр Федорович,
с 1961 г. - полковник Яковлев Борис Яковлевич,
с 1965 г. - полковник Балашов Константин Яковлевич,
с 1966 г. - подполковник Заика Михаил Павлович,
с 1967 г. - полковник Лушников Анатолий Алексеевич,
с 1969 г. - полковник Шабанов Владимир Яковлевич ,
с 1978 г. - полковник Симонов Александр Евгеньевич ,
с 1984 г. - полковник Малин Юрий Дмитриевич ,
с 1987 г. - полковник Шкарупа Иван Иванович
с 1998 г. - полковник Песчаный Иван Михайлович
с 2007 г. - полковник Матвеев Игорь Дмитриевич
с 2009 г. - полковник Сыпко Владимир Иванович
с 2012 г. - полковник Сухоручкин Дмитрий Владимирович
в 2014 г. - полковник Григорьев Сергей Александрович
в 2017 г. - полковник Русин Леонид Игоревич
в 2018 г. - полковник Золотько Иван Геннадьевич
в 2019 г. - полковник Муратов Марат Тахирович



Годовой праздник части - 25 мая.


Подродная история пока на сайте forumavia.ru



10 июня 2018 г.


18 августа 2018 г.
Группа 196 втап в Одноклассниках
Начальник музея 196 втап и администратор группы Якимов Аркадий Николаевич Группа 196 втап в Одноклассниках

Количество просмотров - 2169

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.




    Яндекс.Метрика


    Последнее обновление : 2024-04-18 14:09:15