Ефанов В.В. Пучкин В.Я.

Развитие аппарата управления командующего, основных отделов и служб

 




Руководящий состав ВТА и командиры соединений примерно в 1971 г



Управление командующего Десантно-транспортной авиацией ВДВ было создано в марте 1946 г. одновременно с управлением командующего Воздушно-десантными войсками вначале в составе ВВС, а затем вместе с ВДВ выведено из состава ВВС.

Управление возглавлял командующий. Одновременно с преобразованиями ВДВ в 1946-1955 гг. неоднократно изменялось название должности и управления, штатные категории руководящего состава.

С 1946 по январь 1949 г. должность называлась «командующий десантно-транспортной авиацией ВДВ». С января 1949 по апрель 1953 г. с преобразованием Воздушно-десантных войск в Воздушно-десантную армию должность стала называться «командующий транспортно-десантной авиацией Воздушно-десантной армии».

С апреля по август 1953 г. с преобразованием ВДА снова в ВДВ должность стала называться «помощник командующего ВДВ по ТДА». С августа 1953 г. по апрель 1955 г. должность называлась «командующий ТДА ВДВ». С апреля 1955 г., когда ВТА была передана в состав ВВС и до 1986 г. должность называлась «командующий ВТА ВВС», а затем до 1998 г. «командующий ВТА». В марте 1998 г., с переводом управления командующего ВТА на штат управления воздушной армии, соответственно и должность командующего стала называться «командующий 61 ВА ВГК (ВТА)».

До 1960 г. управление командующего ВТА входило в штат Управления главнокомандующего ВВС (штат 1/480). В 1960 г. управление выводится на самостоятельный штат.

Численность управления командующего ВТА в 1946 году составляла около 80 военнослужащих и 10 служащих Советской Армии. Характерно, что примерно в такой численности с небольшими изменениями управление командующего ВТА просуществовало до 1965г., т.е. около 19 лет.

При выводе ВТА из состава ВДВ в 1955 г. численность управления практически не изменилась. По штату в составе управления командующего ВТА было 88 военнослужащих (в том числе 9 генералов, 76 офицеров, 3 сержанта и солдата) и 16 рабочих и служащих СА. (См. рис. 1?).

В 1960 г. отделение перелетов преобразуется в командный пункт управления полетами (КП УП) ВТА с увеличением численности на 4 военнослужащих за счет численности отдела боевой подготовки и ИАС (по 2 офицера, курировавших вертолетные части). В 1962 г. КП УП и метеослужба выводятся на самостоятельный штат и за счет их численности (14 военнослужащих) создаются 8 отделение и усиливаются отделы и службы. Формально численность управления не изменяется.

Первое значительное увеличение штатов происходит в 1965 г. В марте создается служба безопасности полетов (4 человека - сохраняется и по сей день), а затем включаются еще 19 должностей офицеров и 5 служащих в отделы и службы. В июле 1965 г. создается отдел кадров (8 военнослужащих и 3 служащих). Всего за 1965 год прирост численности составил 39 человек.

С одной стороны это объяснялось возрастанием сложности и объема возлагаемых на ВТА задач в связи с перевооружением на самолеты Ан-8 и Ан-12, как отражалось в обоснованиях увеличения штатов. А с другой, сменой военно-политического руководства СССР.

С этого времени увеличение численности управления производится практически ежегодно. В 1966 г. – на 11 военнослужащих и 7 служащих СА, в 1968 г. – еще на 10 военнослужащих и 2 служащих. Создается служба радиоэлектронного противодействия (5 военнослужащих и 2 служащих). Это явилось следствием возрастания роли радиоэлектронных средств в решении боевых задач, формирования в ВТА авиационного полка РПД (РЭБ) и оснащения транспортных самолетов индивидуальными средствами помех.

В 1969 г. численность управления возрастает еще на 14 человек и достигает 187 единиц (147 военнослужащих и 40 рабочих и служащих).

В 1970 г. предпринимается попытка сокращения численности управленческого аппарата Вооруженных Сил. В управлении командующего сокращается 16 военнослужащих и 12 служащих. На 1.01.1971 г. штатная численность управления составляет 132 военнослужащих (9 генералов, 117 офицеров, 6 прапорщиков) и 28 рабочих и служащих СА.

Однако уже с 1972 года численность управления начинает снова расти высокими темпами. В отдел организационно-мобилизационный и укомплектования включается сразу 6 офицеров и 1 служащий. Вновь создается отделение воздушных перевозок (кроме КП УП) в составе 4-х человек, политический отдел ВТА (2 генерала, 10 офицеров и 4 служащих), усиливаются ИАС, тыл, отдел кадров. Только за один год штат увеличивается на 34 единицы и численность управления достигает 194 человек, в том числе 158 военнослужащих (11 генералов, 141 офицер, 6 прапорщиков) и 36 рабочих и служащих. К 1974 году численность управления составляет уже 215 человек (168 военнослужащих и 47 служащих).

С 1975 г. начинается рост штатов, связанный с процессом автоматизации управления: создается группа автоматизации управления (4 офицера), информационно-вычислительная группа (4 военнослужащих и 3 служащих), которые вошли в состав оперативного отдела. Общая численность управления достигает 231 человека. За 10 лет штат управления увеличился более чем в 2 раза, не считая структур обеспечения, состоящих на самостоятельных штатах.

В 1977 г. вводятся генеральские звания для должностей начальника войск связи и РТО полетов и начальника тыла ВТА.

В 1978 году из штата управления исключается информационно-вычислительная группа, а ее численность используется для формирования вычислительного центра ВТА.

К концу 1980 г. штат управления достигает 250 человек, в том числе 197 военнослужащих (13 генералов, 174 офицера, 9 прапорщиков, 1 солдат) и 53 служащих. В последующие 10 лет состав управления вырос еще на 38 человек и к концу 1990 г. составлял 288 штатных единиц. В 1989 г. в соответствии с решением Совета Министров СССР о широком привлечении ВТА к выполнению коммерческих перевозок отделение воздушных перевозок преобразуется в отдел воздушных перевозок, в состав которого включается финансовая группа (3 военнослужащих и 4 служащих). В 1991 г. финансовая группа выводится из состава отдела, а ее численность используется для формирования финансово-экономического отдела ВТА (6 военнослужащих и 7 лиц гражданского персонала). К 1996 г. численность ФЭО ВТА достигла 16 человек (8 военнослужащих и 8 лиц гражданского персонала).

Процессы «перестройки», развернувшиеся в стране с 1985 г., распад СССР и его Вооруженных Сил значительного влияния на численность управления не оказали. В конце 1990 г. была сокращена должность заместителя командующего ВТА и исключены генеральские звания для 5-ти должностей (заместителя начальника штаба, начальника оперативного отдела, главного штурмана, начальника войск связи и РТО полетов и первого заместителя начальника политотдела). В 1992 г. военно-политический отдел преобразован в отдел по работе с личным составом (в дальнейшем отдел воспитательной работы), исключен из штатов партийный комитет - 1 человек. В результате всех изменений штатная численность управления уменьшилась на 16 человек.

В апреле 1998 г. управление командующего ВТА переформировывается в управление ВА ВГК (ВТА), что одновременно с сокращением численности привело к снижению должностных окладов и воинских званий большинства личного состава.

Следует отметить, что за 25 лет с 1965 по 1990 г. численность только собственно управления командующего ВТА выросла в 2,8 раза. Кроме того, одновременно создавались и росли структуры, обеспечивающие деятельность управления командующего ВТА и имевшие самостоятельные штаты. К ним относятся КП и КП УП ВТА (в 1994 г. объединены), 2 узла связи (один в н.в. сокращен), вычислительный центр ВТА (передан в состав ВВС), отдел капитального строительства, взвод обеспечения, особый отдел КГБ (ФСБ) с отделением охраны (создан в 1979 г.) и другие подразделения. С учетом этих подразделений численность управленческого аппарата командующего ВТА выросла более чем в 4 раза.

В большинстве случаев рост численности управления был вполне оправдан, определялся задачами перевооружения на более совершенную, но и более сложную в эксплуатации авиационную технику, ростом количества и объема решаемых задач, повышением расхода материальных ресурсов, сложностью строительства, ремонта и поддержания в эксплуатационном состоянии аэродромов и инженерных сооружений на них. Некоторые службы и должностные лица были введены в штат управления, как следствие развития средств вооруженной борьбы, как, например, служба РЭБ, офицер по психологической борьбе. В целом рост численности управленческого аппарата вписывался в общую тенденцию этого процесса.

Значительное увеличение численности управленческого аппарата и не только в ВТА, повлекла автоматизация управления, призванная улучшить условия и повысить оперативность и интенсивность штабного труда, что, по замыслу, позволило бы сократить численность управленческого аппарата. Однако, как показал опыт, в этом смысле компьютеризация привела к обратному результату. Эксплуатация и обслуживание большого количества ЭВМ, персональных компьютеров и другой современной оргтехники потребовало не только увеличения управленческих штатов, но и дополнительных расходов на приобретение и техническое обслуживание техники, создание специального математического и программного обеспечения, оплату персонала и других расходов.

К сожалению произведенные затраты на компьютеризацию не носили комплексного характера, не были охвачены нижние звенья системы управления, не обеспечена необходимая информационная база и связь с другими органами управления Министерства обороны. Поэтому возможности состоящей на вооружении вычислительной техники, особенно больших ЭВМ, не использовались и на 25%. Как показало дальнейшее развитие вычислительной техники, затраты, произведенные на создание и установку в штабе ВТА большой ЭВМ типа ЕС-60, оказались практически полностью не оправданными, если не учитывать приобретенный (в том числе отрицательный) опыт и разработку ряда информационных и расчетных задач, реализованных в дальнейшем на персональных ЭВМ.

В целом, как показал опыт, преобразования управленческого аппарата не всегда носили продуманный характер с учетом объективных потребностей.

Представляется уместным кратко проследить развитие основных отделов и служб управления командующего ВТА, что позволяет создать основу для более глубоких архивных исследований по этим вопросам в случае необходимости. (К сожалению, авторы не располагают по ним полными сведениями, особенно по первым годам существования ВТА.)

 


Первым командующим ДТА ВДВ был назначен в 1946 г. генерал-лейтенант авиации К.Н.Смирнов
В 1950 г. его сменил маршал авиации Н.С.Скрипко, руководивший ВТА в течение 19 лет.
С 1969 по 1980 г. ВТА возглавлял генерал-полковник авиации Г.Н.Пакилев,
с 1980 по 1986 г. - маршал авиации А.Н.Волков,
с 1986 по 1997 г. - генерал-полковник авиации В.В.Ефанов,
с 1997 по 1999 г. - генерал-лейтенант авиации В.А.Дырдин,
с 1999 г. генерал-лейтенант В.Ф.Денисов.

Количество просмотров - 3920

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.



    Яндекс.Метрика