Ефанов В.В. Пучкин В.Я.

3 ГВАРДЕЙСКАЯ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНАЯ

АВИАЦИОННАЯ СМОЛЕНСКАЯ ОРДЕНОВ

 СУВОРОВА И КУТУЗОВА ДИВИЗИЯ.

 

Начала формироваться 24 мая 1942 года в г. Кубинка Московской области как 204 бомбардировочная авиационная дивизия (приказ командующего 1 ВА № 0012 от 24 мая 1942 года). В июне 1942 года дивизия закончила формирование, вошла в состав 1 ВА и получила наименование “204 ближняя бомбардировочная авиационная дивизия”. Ее первым командиром был назначен полковник Ушаков В.В.

С 1 июня 1942 года по 11 августа 1944 года дивизия вела боевую работу на Западном и 3-м Белорусском фронтах в составе 1 ВА на Ржевско-Львовском, Брянском, Смоленско-Рославльском, Витебско-Орловском, Минско-Молодечинском, Вильно-Каунасском, Шауляй-Вилковичском направлениях.

За успешные боевые действия 204 бад приказом НКО от 3 сентября 1943 года преобразована в 3-ю гвардейскую бомбардировочную дивизию и получила собственное наименование «Смоленская».

12 ноября 1943 года дивизии вручено гвардейское Знамя (приказ НКО № 265 от 3 сентября 1943 года).

11 августа 1944 года дивизия вышла из состава 1 ВА и вошла в резерв Ставки Верховного Главного Командования, находясь в оперативном подчинении 16 ВА, вела боевую подготовку с задачей доведения боеготовых экипажей до полного штатного состава.

23 октября 1944 года дивизия вошла в состав 3 ВА и вела боевую работу в ее составе до конца Великой Отечественной войны.

На завершающем этапе войны за умелые и мужественные действия авиаторов по подавлению сопротивления гитлеровцев в городах-крепостях Кенигсберг и Пиллау 3 гв. бад была награждена орденами Суворова и Кутузова II степени.

За годы Отечественной войны дивизия произвела 9329 боевых самолето-вылетов, обрушив на врага более 5500 т авиабомб и снарядов.

В 1946 г. на основании Директивы ГШ ВС СССР № орг/1/101 от 4 мая 1946 г. 3 гвардейская бомбардировочная авиационная Смоленская орденов Суворова II степени и Кутузова II степени дивизия была расформирована и на базе управления дивизии в городе Полоцке начала формироваться 3 гвардейская авиационная транспортная Смоленская орденов Суворова II степени и Кутузова II степени дивизия. Свое формирование дивизия закончила в конце 1946 года и вошла в состав авиации Воздушно-десантных войск, имея в своем составе авиаполки на самолетах Ли-2.

Во второй половине 1948 года части дивизии приступили к теоретическому и практическому переучиванию на самолеты Ил-12 и планеры Ц-25. С 1949 г. управление дивизии базировалось в г. Витебске.

В мае 1956 года дивизия была выведена из состава ТДА ВДВ и вошла в состав ВТА ВВС. В том же году начала перевооружение с самолетов Ил-12 и Ли-2 на самолеты Ту-4Д.

В июле 1958 года части дивизии первыми в ВТА приступили к перевооружению на самолет Ан-12, а в 1974 году - на самолет Ил-76.

В послевоенный период, продолжая славные боевые традиции фронтовиков, экипажи дивизии выполнили ряд сложных и ответственных заданий правительства страны и Министра обороны и не только на территории СССР и России, но и во многих странах мира. За успешное выполнение поставленных задач дивизия неоднократно объявлялась передовым соединением ВТА и ВВС, награждалась памятными переходящими знаменами и вымпелами Министра обороны. В декабре 1995 года управление дивизии передислоцировано в город Смоленск.

За свою историю в дивизии 7 человек удостоены высокого звания «Героя Советского Союза» и «Героя Российской Федерации».

В разные годы дивизией командовали:

с 1942 г. - генерал-майор авиации Ушаков В.А., с 1943 г. - генерал-майор авиации Андреев С.П., с 1949 г. - полковник Бычков Б.П., с 1952 г. - полковник Шалугаев Г.А., с 1954 г. - генерал-майор авиации Листров Ф.М., с 1957 г. - генерал-майор авиации Зайцев Н.Ф., с 1973 г. - генерал-майор авиации Грачев В.А., с 1978 г. - генерал-майор авиации Обидин Г.С., с 1983 г. - генерал-майор авиации Трапезников В.К., с 1986 г. - генерал-майор авиации Акимов В.Г.

В результате распада СССР в 1992 году 339 военно-транспортный ордена Суворова 3 степени авиационный полк, входящий в состав дивизии, передан в ВВС Республики Беларусь. В 200? г. управление 3 втад расформировано.

Годовой праздник части - 24 мая.


103 ГВАРДЕЙСКИЙ КРАСНОСЕЛЬСКИЙ КРАСНОЗНАМЕННЫЙ

ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК ИМЕНИ

ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.С. ГРИЗОДУБОВОЙ

 

Полк сформирован постановлением ГКО № 1391/СС от 5 марта 1942 года, приказом НКО № 0056 от 18 марта 1942 года и приказом командующего АДД № 001 от 6 апреля 1942 года на аэродроме Чкаловский. При формировании полк получил название “101 транспортный авиационный полк АДД” и вошел в состав 1 транспортной авиационной дивизии. Формировала полк и первым его командиром была Герой Советского Союза подполковник Гризодубова В.С.

С 25 мая 1942 г. полк приступил к выполнению боевых задач.

В годы Великой Отечественной войны полк участвовал в ликвидации блокады Ленинграда, в освобождении Минска, Риги, Клайпеды, Гдыни, уничтожении группировки немецких войск в Восточной Пруссии, в наступлении на Берлин, освобождении Свинемюнде. За время войны полк произвел свыше 7460 боевых вылетов, сбросив на врага около 5,3 тысяч тонн бомб.

В мае 1944 года за освобождение Красного Села полку присвоено почетное наименование “Красносельский”, в августе полк награжден орденом “Красного Знамени”, а в  ноябре 1944 года полку вручено гвардейское Знамя и полк переименован в 31 гвардейский авиационный Красносельский Краснознаменный полк дальнего действия. За проявленные мужество и героизм шести авиаторам полка присвоено звание Героя Советского Союза, сотни человек награждены орденами и медалями.

В декабре 1945 года полк переведен на штаты мирного времени и переименован в 186 гвардейский транспортный Красносельский Краснознаменный авиационный полк ДА.

8 июня 1946 года полк перебазировался на аэродром Смоленск, где и базируется в настоящее время.

В августе 1953 года полк был преобразован в 20 отдельную гвардейскую Красносельскую Краснознаменную транспортную авиационную эскадрилью.

В апреле 1988 года на базе 20-й отдельной эскадрильи был сформирован  гвардейский Красносельский Краснознаменный транспортный авиационный полк ДА на самолетах Ан-12 и Ан-26 (Ан-24).

В ноябре 1994 года полк передан в состав ВТА, и в 1995 году приступил к перевооружению  на самолет Ил-76.

Постановлением главы администрации г. Смоленска (на основании Закона о местном самоуправлении) 5 мая 1995 г. полку присвоено имя Героя Советского Союза Гризодубовой В.С.

В послевоенное время полк переучивался на новую авиационную технику, участвовал в учениях, перевозил личный состав и технику, различные гуманитарные грузы, в том числе с 1981 по 1989 года в Афганистан.

С декабря 1994 г. по май 1995 г. экипажи полка осуществляли перевозку федеральный войск в Чечне и миротворческих сил в Таджикистане, тем самым оказывали помощь в наведении конституционного порядка.

В разные годы полком командовали:

с 1942 г. - Герой Советского Союза подполковник Гризодубова В.С., с 1944 г. - подполковник Запыленов С.С., с 1946 г. - полковник Чирсков Б.Ф., с 1947 г. - подполковник Галич М.М., с 1954 г. - подполковник Дьяков И.И., с 1955 г. - майор Игуменцев М.И., с 1964 г. - майор Кузьминов Д.П., с 1966 г. - майор Хромых П.П., с 1974 г. - подполковник Шевцов А.Ф., с 1983 г. - майор Подмогильный В.Д., с 1989 г. - полковник Курганов Г.М., с 1996 г. - полковник Перелыгин С.Г.

Годовой праздник части - 25 мая.


110 ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК

 

Полк сформирован 6 июня 1966 г. на основании директивы Генерального штаба  в поселке Кречевицы Новгородской области.

После формирования полк  вошел в состав гвардейской  военно-транспортной авиационной Смоленской дивизии.

Усилиями личного состава к концу сентября 1966 г. теоретическое переучивание было закончено и 4 октября 1966 г. на аэродроме Витебск начались первые полеты полка на Ан-12.

Боевое Знамя части вручено 15 февраля 1968 года.

В период с 1967 по 1978 гг. полк участвовал в учениях, выполнял правительственные задания по перевозке авиатехники в Алжир, Ирак, ОАР.

В период с 1979 по 1989 гг. экипажи полка принимали участие в оказании интернациональной помощи Анголе, Афганистану, перевозили гуманитарную помощь из стран Западной Европы, участвовали в перевозке техники и грузов в Армению, пострадавшую от землетрясения.

В период с 1990 по 1994 гг. полк привлекался для вывода войск из Германии, осуществлял миротворческие функции в Таджикистане и Югославии.

В августе 1992 г. экипажи полка принимали участие в эвакуации нашего посольства из Кабула. За проявленные при этом мужество, героизм и летное мастерство полковник Зеленов Е.А. и подполковник Копыркин А.С. удостоены высокого звания Герой Российской Федерации.

В 1995 г. полк  участвовал в перевозке личного состава и техники в Чечню, а в январе 1996 г. 9 экипажей полка участвовали в доставке техники и груза в Боснию и Герцеговину.

В разные годы полком командовали:

с 1966 г. - полковник Иванов В.Т., с 1968 г. - полковник Новиков И.Н., с 1977 г. - полковник Черкасов Ю.Т., с 1980 г. - полковник Левкович Г.И., с 1984 г. - полковник Гребелкин В.А., с 1988 г. - полковник Боталов В.М., с 1989 г.   полковник Зеленов Е.А., с 1993 г.   полковник Деев В.В, с 1995 г. - полковник Горсков А.М.

Годовой праздник части - 20 декабря.


196 ГВАРДЕЙСКИЙ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ

АВИАЦИОННЫЙ МИНСКИЙ ПОЛК

 

Полк приступил к формированию 25 мая 1943 года на станции Монино (МВО) в соответствии с постановлением ГКО №3275СС от 30 апреля 1943 года и приказом командования АДД №008 от 1 мая 1943 года. Формирование полка закончилось в октябре 1943 года.

При формировании полк получил наименование “110 авиационный полк дальнего действия”.

Со дня основания и до конца Великой Отечественной войны полк выполнял боевые задачи на самолетах Ли-2.

3 июля 1943 года полк включился в боевую работу по специальному заданию Центрального штаба партизанского движения. В дальнейшем он действовал в интересах Западного, Юго-Западного, Волховского, 3-го Украинского, Ленинградского, 1,2 и 3-го Белорусского, 2-го Прибалтийского фронтов. Великую Отечественную войну закончил на территории Германии участвуя в штурме г. Берлин.

 За успешное выполнение заданий в боях с немецкими захватчиками при овладении г. Минск  в августе 1944 года полку было присвоено почетное наименование “Минский”.

В ноябре 1944 года 110 авиационный Минский полк дальнего действия был преобразован в гвардейскую часть с присвоением наименования “33 гвардейский авиационный Минский полк дальнего действия”.

За годы войны личный состав полка выполнил более 3000 боевых вылетов, в полку воспитано 3 Героя Советского Союза, 6 человек награждено орденом Ленина.

С 1 февраля 1946 года полк переименован в 196 гвардейский дальне-бомбардировочный авиационный Минский полк , а с июня 1946 года переведен в состав 16 ВА и стал именоваться 196 отдельный гвардейский транспортный авиационный Минский полк.

В дальнейшем полк входил в состав 13 ВА, 281 авиационно-транспортной Новгородской Краснознаменной дивизии ВДВ и в различные военно-транспортные авиационные дивизии.

С марта 1957 года полк приступил к переучиванию на новую материальную часть - самолет Ту-4Д, а с мая 1961 года на самолет Ан-12.

5 февраля 1980 года  гвардейский военно-транспортный авиационный Минский полк приступил к перевооружению на самолет Ил-76М.

На основании директивы ГШ ВС  24 августа 1992 года полк передан в состав  гвардейской военно-транспортной авиационной Смоленской дивизии и перебазирован с аэродрома Тарту на аэродром Тверь.

В мирное время полк участвовал в различных учениях и маневрах и оказании интернациональной помощи народам Венгрии, Чехословакии, Сирии, Кубы, Вьетнама, Мозамбик, Польши, Афганистана и ряда других стран. Начиная с 1954 года, участвовал в арктических экспедициях, доставке грузов на станции серии “Северный Полюс”, так в период с 27 сентября по 4 октября 1982 года два экипажа полка произвели десантирование парашютным способом продовольствия и горючего на дрейфующую станцию “Северный полюс -25”. В 1988 - 1989 гг. экипажи полка перевозили технику и грузы для пострадавших от землетрясения в Армении.

В период с 1993 по 1994 года полк участвовал в перевозке миротворческих сил в Югославию, Абхазию, Таджикистан, в ликвидации последствий землетрясения на Курильских островах.

В период с 1994 по 1995 года  принимал участие в перевозке личного состава и техники в Чечне, Югославии, в ликвидации последствий землетрясения на Сахалине.

За образцовое выполнение поставленных задач полк награжден переходящим Красным Знаменем ЦК  КП Эстонии и Президиума Верховного Совета и Совета Министров Эстонской ССР (1962 г.), неоднократно поощрялся командованием ВВС и ВТА.

В разные годы полком  командовали:

с 1943 г. - майор Орлов В.И., с 1944 г. - полковник Гаврилов М.И., с 1945 г. - полковник Рассказов К.И., с 1949 г. - подполковник Чухаев А.П., с 1950 г. - подполковник Никитин А.П., с 1951 г. - подполковник Фатин Ф.В., с 1957 г. - подполковник Киримов А.Н., с 1959 г. - подполковник Иванов А.Ф., с 1961 г. - полковник Яковлев Б.Я., с 1965 г. - полковник Балашов К.Я., с 1966 г. - подполковник Заика М.П., с 1967 г. - полковник Лужников А.А., с 1969 г. - полковник Шабанов В.Я., с 1978 г. - полковник Симонов А.Е., с 1984 г. - полковник Малин Ю.Д., с 1987 г. полковник Шкарупа И.И.

Годовой праздник части - 25 мая.


334 ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ

БЕРЛИНСКИЙ КРАСНОЗНАМЕННЫЙ ПОЛК

 

Полк начал формироваться согласно постановлению ГКО №5384 от 13 марта 1944 года на аэродроме Воротынск Калужской области.

При формировании полк получил наименование “334 авиационный полк дальнего действия” и с июня 1944 года приступил к выполнению боевых задач. На вооружении полка находились самолеты Ли-2.

В годы Великой Отечественной войны экипажи полка участвовали в разгроме Центральной, Прибалтийской и Восточно-Прусской группировок противника. Полк отличился при овладении столицей Германии г. Берлином, за что в июне 1945 года получил почетное наименование “Берлинский”.

В 1946 году полк  передан в состав десантно-транспортной авиации ВДВ, а в сентябре 1955 года - в состав ВТА ВВС.

До 1963 года на его вооружении состояли самолеты Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ту-4Д, а в мае 1963 года полк приступил к перевооружению на самолеты Ан-12. В 1979 году закончил перевооружение на новый тип самолета - Ил-76.

В послевоенное время полк участвовал во многих маневрах и учениях, выполнял различные правительственные задания, оказывал интернациональную помощь Эфиопии, Лаосу, Сомали, Афганистану и другим странам.

В конце 80-х - начале 90 годов экипажи полка перевозили гуманитарные грузы для Армении из стран Западной Европы, участвовали в ликвидации последствий аварии АЭС в Чернобыле, в урегулировании вооруженного конфликта в Северной Осетии.

В 1995 году полк принимал участие в совместных учениях Россия – Канада - США по спасению экипажей, терпящих бедствие.

В 1994-1995 годах экипажи полка оказывали помощь в наведении конституционного порядка в Чечне.

За успехи в боевой подготовке и образцовое выполнение заданий в послевоенное время полк награжден  орденом  “Красного Знамени” ( Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1968 года),  юбилейной Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета  в  апреле 1970 года,  юбилейным Почетным Знаком ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР  в декабре 1972 года, вымпелом МО СССР “За мужество и воинскую доблесть” (в 1980 г.)

В разные годы полком командовали:

с 1944 г. - майор Лебедев В.В. , c 1945 г. - подполковник Забелин А.Ф. , c 1948 г. - подполковник Бандровский П.А. , c 1949 г. - подполковник Зайцев Н.Ф. , c 1954 г. - подполковник Ваканья А.Т. , c 1958 г. - полковник Соломонов В.Д. , c 1966 г. - подполковник Югер П.Я. , c 1974 г. - подполковник Урцев Р.М. , c 1979 г. - подполковник Баев В.П. , c 1985 г. - полковник Колесников Н.В. , c 1987 г. - полковник Осипов В.Г. , c 1990 г. - полковник Никифоров С.И.

Годовой праздник части - 1 сентября.


6  ГВАРДЕЙСКАЯ  КРАСНОЗНАМЕННАЯ ОРДЕНА

БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО II СТЕПЕНИ

ЗАПОРОЖСКАЯ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНАЯ

АВИАЦИОННАЯ ДИВИЗИЯ.

 

Начала формирование 14 июля 1942 года в городе Сталинграде Сталинградским Военным округом как 290 штурмовая авиационная дивизия, а 4 августа формирование было возложено на Командующего 8 ВА (Директива штаба ВВС КА № 17/349).

12 сентября управление дивизии было полностью сформировано, включено в состав 1 гв. ШАК и передислоцировано в г. Димитров МВО.

Первым командиром дивизии был назначен полковник  Мироненко П.И.

В годы войны части дивизии воевали на штурмовиках Ил-2, Ил-10. Начало боевой деятельности относится к завершающему этапу битвы за Сталинград, где она принимала участие с декабря 1942 года. В дальнейшем дивизия участвовала в Белгородско-Харьковской, Львовско-Сандомирской, Берлинской и других операциях. Всего за время боев на фронтах Великой Отечественной войны дивизия совершила более 19,5 тысяч боевых вылетов.

За образцовое выполнение боевых заданий командования в августе 1943 года дивизии присвоено почетное звание “гвардейская”, в октябре - почетное наименование “Запорожская”, в августе 1944 года дивизия  награждена орденом “Богдана Хмельницкого II степени”, а в июне 1945 года - орденом “Красного Знамени”.

В июле - августе 1946 года управление дивизии передислоцировано из Австрии в    г. Белая Церковь и переформировано в управление 6  гвардейской авиационно-транспортной дивизии. В ее состав вошли 2 авиаполка на самолетах Ли-2, Ил-10, Ил-2 и По-2, которые в 1946-1947 гг  перевооружились на самолеты Ли-2.

В 1948 году дивизия начала перевооружение на самолет Ил-12, а в 1955 году на самолет Ту-4Д. С 1955 года управление 6 гв. втад базируется в г. Кривой Рог.

С 1960 года дивизия приступила к перевооружению на самолет нового поколения Ан-12, а с 1982 года на самолет Ил-76 мд.

За послевоенный период дивизия участвовала практически во всех учениях и выполнении практических задач на территории СССР и за ее пределами. В том числе в событиях в Венгрии, Чехословакии, Афганистане, учениях и маневрах “Северский Донец”, “Влтава”, “Ладога”, “Родоны”, “Днепр”, серии учений “Щит”, “Двина”, “Юг”, “Весна” и многих других учениях и маневрах.  Ее экипажи работали в Анголе, Эфиопии, Вьетнаме, на Ближнем Востоке, в Йемене и многих других регионах и государствах.

Личный состав дивизии принимал активное участие в ликвидации последствий землетрясения в Армении, переброске Миротворческих сил в районы межэтнических конфликтов в конце 80-х годов, ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в 1986 году и выполняла многие другие задачи.

За образцовое выполнение поставленных задач дивизия неоднократно награждалась переходящими знаменами и вымпелами Министра обороны, поощрялась командованием ВТА.

В разные годы дивизией командовали:

с 1942 г. - полковник Мироненко П.И., с 1944 г. - полковник Курочкин А.Ф., с 1946 г. - полковник Листров Ф.М., с 1952 г. - полковник Болдарихин Ф.З., с 1958 г. - полковник Щербина П.Я., с 1960 г. - полковник Савельев В.Д., с 1967 г. - полковник Захаров В.В., с 1971 г. - генерал-майор авиации Шевченко А.И., с 1981 г. - генерал-майор авиации Козий И.И., с 1988 г. - генерал-майор авиации Кочергин Г.П., с 1992 г. - генерал-майор авиации Одинцев А.К.

20 апреля 1992 года, в результате распада СССР, дивизия в составе 37 военно-транспортного авиационного полка, 338 военно-транспортного авиационного полка и 363 военно-транспортного орденов Богдана Хмельницкого II степени, Суворова III степени Черкасского авиационного полка  с частями обеспечения передана в состав ВВС Украины.


7  ВОЕННО - ТРАНСПОРТНАЯ

АВИАЦИОННАЯ ДИВИЗИЯ.

 

Управление 7 втад сформировано 7 мая 1965 года штабом ВТА ВВС с дислокацией в городе Мелитополь Запорожской области на основании Директив Генерального штаба  орг/4/45600  от 15 марта 1965 года, Главного штаба ВВС  № 604564  от 27 марта 1965 года и Командующего ВТА ВВС  № 702013  от 12 апреля 1965 г.

Первым командиром дивизии был назначен  - генерал-лейтенант авиации Гладилин В.В.

Личный состав дивизии успешно справлялся со специальными заданиями партии и правительства, задачами боевой и политической подготовки.

В 1966 году дивизия привлекалась к участию в учении “Влтава” на территории ЧССР, в 1967 году - в учении “Родопы” на территории НРБ, в том же году в учении “Днепр”, в 1968 году - в учении “Дунай” по оказанию интернациональной, братской помощи чехословацкому народу. Успешно выполнял поставленные задачи участвуя в учениях: “Юг-71”, “Весна-75”,“Запад-81”, “Щит-86” и в ряде других учений и маневров.

С высокой оценкой были выполнены, начиная с 1977 года, специальные задания на территории Сирии, Анголы, Мали, Эфиопии, Кубы, Мадагаскара, Вьетнама, Гвинеи, Йемена, Индии, Алжира.

С января по октябрь 1980 года личный состав дивизии оказал интернациональную помощь народу ДРА.

Личный состав дивизии принимал активное участие в ликвидации последствий землетрясения в Армении, выводе войск из стран Восточной Европы, перевозке Миротворческих сил в бывшие республики СССР и выполнении других задач.

За образцовое выполнение поставленных задач дивизия неоднократно награждалась переходящими знаменами и вымпелами Министра обороны, поощрялась командованием ВТА.

В разные годы дивизией командовали:

с 1965 г. - генерал-лейтенант авиации Гладилин В.В., с 1970 г. - Герой Советского Союза генерал-майор авиации Опрышко Н.А., с 1975 г. - генерал-майор авиации Ефанов В.В., с 1977 г. - генерал-майор авиации Шинкаренко А.Ф., с 1981 г. - генерал-майор авиации Полоник А.М., с 1985 г. - генерал-майор авиации Матюхин П.Н.

В 1992 году, в результате распада СССР, дивизия в составе 25 гвардейского Московского военно-транспортного авиационного полка, 175 военно-транспортного авиационного полк и 369 военно-транспортного авиационного полка с частями обеспечения передана в состав ВВС Украины.


12 МГИНСКАЯ КРАСНОЗНАМЕННАЯ

ВОЕННО-ТРАНСПОРТНАЯ

АВИАЦИОННАЯ ДИВИЗИЯ.

 

Была сформирована 5 мая 1943 года на аэродроме Монино как 12 авиационная дивизия дальнего действия, входящая в состав 7-го авиационного корпуса дальнего действия (Постановлением ГКО № 3275/сс от 30 апреля 1943 года, приказов командующего АДД № 008 от 1 мая 1943 года и командира 7 АК ДД № 001 от 5 мая 1943 года). Ее первым командиром был назначен полковник Божко Г.Д.

Дивизия начала боевую работу 4 июня 1943 года. На вооружении дивизии находились самолеты Ли-2.

За отличие в боях в мае 1944 года приказом НКО СССР № 0137 от 25 мая 1944 года дивизии присвоено наименование “Мгинская”, а Указом ПВС СССР от 5 ноября 1944 года дивизия награждена орденом “Красного Знамени”.

В декабре 1944 г. 12 ад ДД преобразована в 12 бад в составе 18 ВА.

В годы Великой Отечественной войны дивизия вела боевые действия на Воронежском, 4-м Украинском, Ленинградском, Волховском и 3-м Белорусском фронтах. Принимала активное участие в Курской битве, при прорыве блокады Ленинграда, в Белорусской операции, освобождении Польши, Венгрии, Германии, Кенигсберга, Висло-Одерской и Берлинской операциях. Всего за военный период выполнено 17821 боевой выле, сброшено на врага более 18 тыс. т бомб и снарядов, перевезено около 2 тыс. т различного груза и 2,5 тыс. человек личного состава.

За годы войны пять человек удостоены высокого звания “Героя Советского Союза”.

3 апреля 1946 года управление 12 бад переведено из состава 3 гвардейского бомбардировочного корпуса в распоряжение командующего ВВС МВО, а 1 июля 1946 года  дивизия переформирована в 12 авиационную транспортную Мгинскую Краснознаменную дивизию ВДВ четырехполкового состава с базированием управления дивизии в г. Тула. В дальнешем в 1975 г. управление дивизии переводится в п. Сеща, а в 1983 г. - в г. Калинин (Тверь).

На  вооружении находились самолеты Ли-2 и Ил-12.

В мае 1956 года 12 дивизия выведена из состава ВДВ и передана в ВТА ВВС.

В 1957 году поступили на вооружение Ил-14, а в 1958 - Ан-8.

В дальнейшем самолетный парк продолжал обновляться: 1963 год - Ан-12, 1967 год - Ан-22 и 1987 год - Ан-124.

С 1956 года по настоящее время личный состав дивизии успешно выполняет специальные задания правительства по перевозке военных и народнохозяйственных грузов как на территории нашего государства так и за рубежом.

За достигнутые высокие показатели в 1981, 1982, 1983 и 1984 годах дивизии вручалось переходящее Красное Знамя Военного Совета ВВС, в 1981 году дивизия награжденавручен Вымпелом МО СССР “За мужество и воинскую доблесть”.

В разные годы дивизией командовали:

с 1943 г. - полковник Божко Г.Д., с 1944 г. - генерал-майор авиации Глущенко И.И., с 1946 г. - генерал-майор авиации Картаков В.А., с 1950 г. - полковник Кузнецов А.Д., с 1952 г. - полковник Клобуков Е.В., с 1956 г. - полковник Шаповалов М.Е., с 1958 г. - Герой Советского Союза полковник Ерофеевский А.П., с 1961 г. - генерал-майор авиации Княжев В.И., с 1966 г. - генерал-майор авиации Яковлев Б.Я., с 1973 г. - генерал-майор авиации Кузнецов М.М., с 1976 г. - генерал-майор Некраха И.А., с 1983 г. - полковник Дырдин В.Я., с 1985 г. - генерал-майор авиации Устинов В.Г., с 1987 г. - генерал-майор авиации Левкович Г.И.

Годовой праздник части - 4 июня.


8 ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК

 

Полк сформирован 1 декабря 1968 года на основании Директивы ГШ ВС СССР  от 21 января 1968 года на аэродроме Сеща Брянской области.

После формирования полк  вошел в состав 12 Мгинской Краснознаменной военно-транспортной авиационной дивизии.

Он формировался из личного состава других частей ВТА, офицерского состава, прибывающего из военных училищ и призванного из запаса сроком на два года.

Боевое Знамя части и Грамота Президиума Верховного Совета СССР вручены полку 20 февраля 1969 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1968 года. Первый самолет Ан-12 был получен 29 июля 1968 года.

В феврале 1974 года начал переучивание на самолет Ан-22.

В период с 16 по 24 июля 1975 года полк перебазировался к новому месту дислокации на аэродром Мигалово в г. Калинин.

В период с 1973 года по 1989 год экипажи полка выполняли задачи по оказанию интернациональной помощи народам Эфиопии, Афганистана, Вьетнама, Сирии, ГДР, Индии и других стран. В 1990 году полк участвовал в ликвидации последствий землетрясения в Армении, перевозил гуманитарные грузы из стран Западной Европы.

В 1994 году полк привлекался для перевозки личного состава и техники Федеральных войск на аэродром Моздок в ходе Чеченских событий.

В разные годы полком командовали:

с 1968 г. - полковник Шалунов В.А., с 1972 г. - полковник Некраха И.А., с 1973 г. - полковник Кулыгин Б.П., с 1976 г. - подполковник Власинкевич К.В., с 1979 г. - полковник Семененко В.И., с 1985 г. - полковник Григорьев Ю.А., с 1987 г. - полковник Пономарев А.Г., с 1993 г. - полковник Громов В.Л., с 1995 г. - полковник Шуваев Ю.В.

Годовой праздник части установлен 1 декабря .


81 ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК

 

Полк сформирован на основании директивы Генерального штаба  от 31 января 1970 года на аэродроме г. Иваново Московского военного округа.

После формирования полк  вошел в состав 12 Мгинской краснознаменной военно-транспортной авиационной дивизии.

Основой формирования полка явилась эскадрилья самолетов Ан-22 229 военно-транспортного авиационного полка, первой начавшей перевооружение на самолет Ан-22. Укомплектование полка остальным личным составом производилось за счет перераспределения внутри ВТА, выпускников военных училищ и школ младших авиационных специалистов, а также молодого пополнения призыва 1970 года и военнообязанными запаса через РВК, а самолетами - за счет поступления из промышленности согласно плана.

В период с 1970 по 1989 гг. экипажи полка принимали участие в оказании интернациональной помощи Эфиопии, Алжиру, Сирии, Афганистану, Анголе, Вьетнаму, Индии  и ряду других стран. В 1971 году экипажи полка участвовали в оказании помощи народу Перу, пострадавшему от землетрясения, совершив перелет протяженностью свыше 17 тысяч километров в южное полушарие Земли. В декабре 1988 года участвовали в перевозке крупногабаритной техники в Армению в ходе ликвидации последствий катастрофического землетрясения.

Экипажами полка выполнен большой объем перевозок народнохозяйственных грузов, в том числе в районы Крайнего Севера и Дальнего Востока.

В 1990-1992 гг. полк привлекался для вывода войск из Грузии, Прибалтики, Германии, переброски миротворческих сил в Приднестровье. В 1994-1996 гг. полк  участвовал в перевозке личного состава и техники в Чечне, Югославии.

В разные годы полком командовали:

с 1970 г. - полковник Моргис Н.С., с 1974 г. - полковник Михайлов А.А., с 1978 г. - полковник Павлюченок И.К., с 1980 г. - полковник Трофимов Н.П., с 1986 г .- полковник Орехов В.А., с 1989 г. - полковник Качанов Н.А., с 1991 г. - полковник Зайцев А.Ю., с 1996 г. - полковник Песчаный И.М.

Годовой праздник части установлен 1 декабря.


235 ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК

 

Военно-транспортный авиационный полк сформирован на аэродроме Сеща Брянской области в соответствии с директивами МО СССР от 25 января 1989 года и ГШ ВС  от 12 мая 1989 года. В его состав вошли 2 эскадрильи на самолетах Ан-124 и одна эскадрилья на самолетах Ил-76. Формирование завершено 1 октября 1989 года.

С момента формирования полк выполнял оперативные перевозки личного состава, техники и грузов на территории страны и за рубежом (Австралия, Марокко, Франция, Вьетнам, Малайзия, Дания, Швейцария и др.).

С 10 августа по 18 сентября 1994 года личный состав полка принимал участие в миротворческой операции сил ООН  в Заире, под кодовым названием “Бирюза”.

С декабря 1994 года полк принимал участие в боевых действиях по ликвидации незаконных формирований на территории Чеченской республики.

С первого февраля 1995 года полк приступил к перебазированию на новое место дислокации - аэродром Ульяновск (Восточный).

В разные годы полком командовали:

с 1989 г. - полковник Николаев В.В., с 1992 г. - полковник Пахомов С.Ю.

Годовой праздник части - 1 октября.


566 ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ

 КРАСНОЗНАМЕННЫЙ  СОЛНЕЧНОГОРСКИЙ

ОРДЕНА КУТУЗОВА ПОЛК

 

Полк сформирован 12 сентября 1941 г. из личного состава, прибывшего на формирование авиационных частей ВВС КА.

При формировании полк получил наименование “566 штурмовой авиационный полк” и вошел в состав 28 штурмовой авиационной дивизии, а с 22 ноября 1941 г. в непосредственное подчинение командующего ВВС КА. На вооружении полка находились самолеты Ил-2. Боевые действия полк начал 27 ноября 1941 г., нанося штурмовые удары по противнику в битве за Москву.

В годы Великой Отечественной войны полк участвовал в Брянской, Жиздренской операциях, в прорыве и снятии блокады Ленинграда, освобождении Эстонии, разгроме немецких войск в Восточной Пруссии.

За мужество и отвагу личного состава, проявленные в боях с немецкими захватчиками и участие в освобождении г. Солнечногорск Московской области, в мае 1943 года полку присвоено собственное наименование “Солнечногорский”. В декабре 1944 года за активные действия при разгроме восточно-прусской группировки противника полк награжден орденом “Красного Знамени”, а в мае 1945 года за участие во взятии Кенигсберга - орденом “Кутузова III степени”.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых заданий 10 человек этого полка удостоены звания Героя Советского Союза, а полковник Мыхлик В.И. - удостоен этого звания дважды.

1 августа 1946 года в г. Раквери Эстонской ССР на базе 566 шап был сформирован 566 авиационно-транспортный Солнечногорский Краснознаменный ордена Кутузова полк в составе ДТА ВДВ на самолетах Ли-2.

В мае 1956 года полк был выведен из состава ДТА ВДВ и передан в ВТА ВВС.

В дальнейшем на его вооружении состояли самолеты Ил-12, планеры Ц-25 (с 1948 года), Ту-4 (с 1956 года), Ан-12 (с 1959 года). С 1970 года полк начинает перевооружение на самолеты Ан-22, а с 1987 года - на самолеты Ан-124 - флагман российской ВТА.

В послевоенные годы полк оказывал интернациональную помощь ОАР, Анголе, Эфиопии, Ираку, Ливии, Чехословакии, Сирии, доставлял тяжелые грузы и технику в районы Крайнего Севера и Дальнего Востока.

В период с 1979 по 1984 гг. экипажи полка активно участвовали в доставке войск и грузов в Афганистан.

В 1988 - 1991 гг. полк принимал участие в доставке гуманитарной помощи Армении после землетрясения, перевозил личный состав и технику при выводе войск из Германии, выполнял задачи по оперативному предназначению как внутри страны, так и за рубежом (США, Англия, Колумбия, Венгрия и др.).

В период с 1994 по 1995 гг. экипажи полка принимали участие в наведении конституционного порядка в Чечне.

В разные годы полком командовали:

с 1941 г. - подполковник Домущей Н.К., с 1946 г. - подполковник Гудович А.А., с 1948 г. - подполковник Лукашенко В.Ф., с 1952 г. - подполковник Кравченко И.В., с 1956 г. - подполковник Борисенко Н.Я., с 1959 г. - подполковник Тарасов Н.Г., с 1962 г. - полковник Дурыманов А.В., с 1965 г. полковник Некрасов В.П., с 1967 г. - полковник Кокушков Р.М., с 1971 г. - полковник Хорошко Л.Н., с 1974 г. - полковник Пономарев Е.И., с 1976 г. - полковник Удин А.Н., с 1977 г. - полковник Юнусов В.Ш., с 1981 г. - полковник Ишмуратов Ш.Х., с 1985 г. - полковник Угрюмов А.Т., с 1990 г. - полковник  Рыжманов Н.А., с 1995 г. - полковник Поржицкий С.И.

Годовой праздник части - 7 сентября.


14 ВОЕННО - ТРАНСПОРТНАЯ

АВИАЦИОННАЯ ДИВИЗИЯ

 

14 втад сформирована 1 сентября 1964 года на основании Директивы Генерального штаба № орг/4/112456 от 8 июля 1964 года в городе Завитинск Амурской области.

В состав дивизии вошли:

- 192 гвардейский военно-транспортный Керченский Краснознаменный авиационный полк;

- 930 военно-транспортный Комсомольский Трансильванский Краснознаменный авиационный полк.

На момент формирования дивизии на вооружении находился самолет Ан-8.

20 июня 1967 года 192 втап перебазировался на аэродром Укурей (Забайкальского Военного округа).

В 1967 году части дивизии приступили к теоретическому и практическому переучиванию на самолет Ан-12.

Личный состав дивизии успешно выполнял специальные правительственные задания по перевозке военных и народнохозяйственных грузов в районы Крайнего Севера, Приморья, Сибири, Средней Азии, Кавказа и в западные районы страны.

В 1969 году части дивизии успешно обеспечили проведение учения “Восток” на территории Монгольской Республики.

На основании Директивы ГШ ВВС № 123/3/00840 от 10 мая 1971 года дивизия расформирована.

В разные годы дивизией командовали:

с 1964 г. - генерал-майор авиации Пакилев Г.Н., с 1966 г. - генерал-майор авиации Ситкин В.Т., с 1969 г. - полковник Ноздрачев В.В.


18  ГВАРДЕЙСКАЯ  ВОЕННО- ТРАНСПОРТНАЯ

АВИАЦИОННАЯ ТАГАНРОГСКАЯ

 КРАСНОЗНАМЕННАЯ ОРДЕНОВ

СУВОРОВА И КУТУЗОВА II СТЕПЕНИ

ДИВИЗИЯ

 

Была сформирована 11 июня 1942 года первоначально как 270 бомбардировочная авиационная дивизия и вошла в состав ВВС Юго-западного фронта (Приказ войскам ЮЗФ № 002527 от 11 мая 1942 года). Затем переименована в 6 бомбардировочную авиационную дивизию.

Командиром дивизии назначен полковник Егоров.

Основой формирования дивизии послужили: управление 4 резервной авиационной группы; 32, 94, 135, 826 бап вооруженные самолетами Су-2 и Пе-2.

Формирование дивизии проведено за один месяц. 12 июня 1942 года дивизия приступила к выполнению боевых задач в составе ВВС  Юго-Западного, а затем 4-го Украинского фронта.

В 1943 году 6 гв. бад вышла из состава 8 ВА 4-го Украинского фронта и вошла в     1 ВА 3-го Белорусского фронта, в составе которого воевала до конца войны.

За мужество и высокое летное мастерство, проявленные личным составом частей дивизии в годы войны,  в октябре 1943 года  дивизия  преобразована в “гвардейскую”, ей присвоено почетное наименование “Таганрогской”. В 1944 году она награждена орденами “Красное Знамя” и “Суворова II степени”, а в феврале 1945 года орденом “Кутузова II степени”.

В послевоенное время части дивизии летали на самолетах Пе-2 и По-2. В 1951 году дивизия приступила к перевооружению на самолеты Ил-28 и Ил-2, а в 1964 году после передачи в состав ВТА - на самолет Ан-12. Летное мастерство экипажей , подразделений и частей совершенствовалось на ежегодных учениях и маневрах “Ладога”, “Днепр”, “Одер”, “Щит” и многих других. В 1967 году в состав дивизии вошел  оап РЭБ, принимавший участие в большинстве крупных и специальных учениях Министерства обороны.

Части дивизии выполняли воздушные перевозки на всей территории СССР и за ее пределами, в том числе, в Анголу, Эфиопию, ДРА, на Ближний Восток. Принимали участие в ликвидации последствий землетрясения  в  Армении, Чеченском конфликте, выводе Российских войск с территории других государств.

В 1992 году части дивизии перебазированы с аэродромов Литвы и Эстонии на аэродромы Южного Урала  Оренбург и Шадринск. 

6 гв. бад с 1946 года находилась в составе  15 ВА Прибалтийского Военного округа, а с 1947 года  в резерве Верховного Главного Командования.

В феврале 1964 года 6 гвардейская бомбардировочная авиационная Таганрогская Краснознаменная орденов Суворова II степени и Кутузова II степени дивизия переформирована в 11, а в мае 1966 года в 18 гвардейскую военно-транспортную авиационную Таганрогскую Краснознаменную орденов Суворова II степени и Кутузова II степени дивизию.

В разные годы дивизией командовали:

с 1942 г. - полковник Егоров, с 1943 г. - полковник Чучев Г.А., с 1947 г. - полковник Колокольцев М.Н., с 1950 г. - полковник Артемьев Б.П., с 1953 г. - полковник Сапогов М.И., с 1955 г. - Герой Советского Союза генерал-майор авиации Пушкин А.И., с 1956 г. - Дважды Герой Советского Союза полковник Одинцов М.П., с 1957 г. - Герой Советского Союза полковник Ефимов А.Н., с 1959 г. - Герой Советского Союза полковник Макаров З.И., с 1960 г. - Герой Советского Союза генерал-майор авиации Грошев Н.П., с 1961 г. - Дважды  Герой  Советского Союза генерал-майор авиации    Кунгурцев Е.М., с 1968 г. - генерал-майор авиации Заика М.П., с 1971 г. - генерал-майор авиации Ноздрачев В.В., с 1978 г. - генерал-майор авиации Липунцов Ю.П., с 1983 г. - генерал-майор авиации Павлов А.В., с 1987 г. - генерал-майор авиации Денисов В.Ф., с 1991 г. - генерал-майор авиации - Колесников П.В.

Годовой праздник части - 23 октября.


117 ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ

БЕРЛИНСКИЙ ОРДЕНА КУТУЗОВА ПОЛК

 

Полк сформирован 1 июля 1938 года на основании директивы Генерального Штаба №4/4/35527 от 19 августа 1938 года.

В 1939 году полк принимал участие в боях на Халкин-Голе, зимой того-же года в составе Северо-Западного фронта действовал против белофиннов.

В годы Великой Отечественной войны полк принимал активное участие в боях за Крым и Керченский полуостров, наносил бомбовые удары по военным объектам в Тегеране, участвовал в Сталинградской битве, битве за Кавказ, в Орловской наступательной операции, Курской битве. В октябре 1944 года полк принимал участие в боевых действиях по уничтожению Курляндской группировки противника.

За боевые успехи, проявленные экипажами полка в годы войны, в апреле 1945 года полку присвоено почетное наименование “Берлинский”, полк награжден орденом Кутузова III степени.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками 6 человек удостоены высокого звания Герой Советского Союза, а генерал-майор Федоров удостоен этого звания дважды.

В послевоенные годы полк переучивался на новую технику, участвовал в учениях, выполнял различные правительственные задания.

В ноябре 1959 года 345 тяжелый бомбардировочный Берлинский ордена Кутузова полк был переформирован в 179 отдельную тяжелую авиационную Берлинскую ордена Кутузова эскадрилью бомбардировщиков-заправщиков М4.

В ноябре 1969 года эскадрилья была переформирована в 117 отдельный авиационный Берлинский ордена Кутузова радиополк специального назначения. С июля 1975 года он стал называться полком электронного подавления, а с января 1977 года - полком радиоэлектронной борьбы и вооружен самолетами Ан-12ПП и Ан-12ППС.

На основании директивы МО РФ от 14 ноября 1994 года полк был переименован в  военно-транспортный авиационный Берлинский ордена Кутузова полк и получил на вооружение самолеты Ил-76МД.

После перевооружения на самолет Ан-12ППС экипажи полка участвуют практически во всех учениях и маневрах, в том числе других родов авиации, а также реальных боевых действиях на Ближнем Востоке (Сирия). За образцовое выполнение заданий полк неоднократно поощрялся командованием, в 1978 году награжден вымпелом МО СССР.

В разные годы полком командовали: подполковник Чебатурин Н.И., подполковник Назинкин И.Н., подполковник Калинин Г.П., полковник Старостин А.Д., полковник Габитов Г.И., полковник Устинов В.Г., полковник Чеханков В.Г., полковник Бондарев Ю.И.

В настоящее время полком командует - полковник Горлов С.В.

Годовой праздник части -1 июля.


128  ГВАРДЕЙСКИЙ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ

АВИАЦИОННЫЙ ЛЕНИНГРАДСКИЙ

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ ПОЛК

 

Полк сформирован 25 июля 1940 года на основании директивы НКО №0/4/10/4725 от 25 июля 1940 года на территории Ленинградского военного округа в местечке Чернево Псковского района.

При формировании полк получил название “205 скоростной бомбардировочный авиационный полк” и вошел в состав 41 смешанной авиационной дивизии.

30 июля 1941 года полк приступил к боевым действиям, имея в своем составе 21 самолет СБ и 60 экипажей. Он принимал участие в боевых действиях на Калининском, Западном фронтах и в разгроме немцев под Сталинградом.

За участие в боях за город Ленинград в мае 1943 года полку присвоено почетное наименование - Ленинградский, а в сентябре этого-же года 205 Ленинградский бомбардировочный авиационный полк преобразовывается в “Гвардейский” и именуется “128 гвардейский бомбардировочный авиационный Ленинградский полк”. В июле 1944 года полк награжден орденом “Красного Знамени”.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых заданий 15 человек удостоены звания Героя Советского Союза, 1555 человек  награждены боевыми орденами.

10 июня 1951 года полк начал перевооружение на самолеты Ил-28.

В марте 1964 года полк реорганизован в гвардейский военно-транспортный авиационный Ленинградский Краснознаменный полк и вошел в состав  гвардейской авиационной Таганрогской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова второй степени дивизии ВТА ВВС. Личный состав приступил к переучиванию на самолет Ан-12 и 9 июля 1964 года приступил к полетам.

В январе 1977 года полк приступил к переучиванию на новый самолет  Ил-76М. В 1992 году полк перебазирован с аэродрома Паневежис на аэродром Оренбург.

В последующие годы полк неоднократно принимал участие в крупных учениях и маневрах, оказывал интернациональную помощь Вьетнаму, Афганистану, Анголе, Эфиопии, Мадагаскару, участвовалв ликвидации последствий землетрясения в Армении, выводе советских войск из стран Восточной Европы и Прибалтики.

В декабре 1994 года полк принимал участие в перевозке Федеральных войск в ходе операции по разоружению незаконных формированимй в Чеченской республике.

За успехи в боевой подготовке и выполнении поставленных задач полк награжден в 1961 году переходящим Красным Знаменем Военного Совета ПрибВО, неоднократно поощрялся командованием ВТА.

В разные годы полком командовали:

с 1940 г. - майор Горелов Н.И., с 1943 г. - майор Тарасов В.П., с 1944 г. - подполковник Дубинкин К.С., с 1948 г. - подполковник Плешкунов П.К., с 1949 г. - полковник Богомолов Н.А., с 1951 г. - подполковник Юдин И.А., с 1954 г. - подполковник Павленко С.А., с 1958 г. - полковник Опрышко Н.А., с 1964 г. - полковник Добровольский Л.С., с 1971 г. - полковник Шинкаренко Г.Ф., с 1974 г. - полковник Задорин Ю.В., с 1977 г. - подполковник Дырдин В.А., с 1979 г. - полковник Чепраков В.Г., с 1980 г. - полковник Павлов А.В., с 1982 г. - полковник Кочергин Г.П., с 1987 г. - полковник Снегирев И.Г., с 1994 г. - полковник Сорогин В.А.

Годовой праздник части - 3 сентября.


600 ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ

АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК

 

Полк сформирован 7 ноября 1941 года на основании директивы Главного Управления ВВС КА №1133 от 8 октября 1941 года. На вооружении полка находились самолеты Р-5 и У-2. Полк получил наименование “600 транспортный авиационный полк”.

В годы Великой Отечественной войны полк участвовал в боевых действиях на Центральном, Западном, 1-м  и 2-м Белорусском фронтах. Принимал участие в битве за Сталинград, оказывал непосредственную помощь в доставке боеприпасов, продовольствия и обмундирования в партизанские отряды.

В феврале 1943 года в штат полка была включена четвертая эскадрилья на самолетах СБ и планерный отряд на планерах А-7. В октябре того же года в полку стало 5 эскадрилий, из них четыре на Як-6 и одна на У-2. В сентябре 1944 года полк состоял из четырех эскадрилий Ще-2 и звена управления.

В мае 1945 года полк был перевооружен на самолеты Ил-2 и стал называться “600 авиационный транспортный полк особого назначения” ВВС КА.

В 1948 - 1949 годы полк перевооружился на самолеты Ил-12.

С июня 1955 года полк включен в состав ВТА ВВС и приступил к выполнению задач боевой подготовки, поставленных командующим ВТА, на десантирование, отработку групповой слетанности и совершенствование летного мастерства, а также различных специальных заданий как на территории СССР, так и за рубежом. C 1963 года на его вооружении состояли самолеты Ан-12.

В 1981 году полк переучился на самолеты Ил-76.

За послевоенный период полк участвовал во многих крупных учениях и маневрах, обеспечивал запуски космических объектов, выполнял воздушные перевозки на территории СССР, России и за их пределами.

В период с 1979 по 1989 год полк участвовал в перевозках войск и грузов в Афганистан. В 1992-1993 годах экипажи полка принимали участие в выводе войск из Прибалтики, а в 1994-1995 годах - в наведении конституционного порядка в Чечне.

До 1992 года полк базировался на аэродроме Кедайняй Литовской ССР, а затем перебазирован в г. Шадринск.

В разные годы полком командовали:

С 1941 г. - полковник Петров В.А., с 1951 г. - Герой Советского Союза полковник Самусев И.Н., с 1954 г. - полковник Павличенко А.А., с 1955 г. - дважды Герой Советского Союза полковник Киреев М.Г., с 1957 г. - Герой Советского Союза полковник Деркач А.Н., с 1960 г. - Герой Советского Союза полковник Голубничий И.П., с 1966 г. - полковник Наумов Г.И., с 1969 г. - полковник Фролов В.И., с 1976 г. - полковник Токарев А.С., с 1980 г. - полковник Шеверденок Г.И., с 1984 г. - полковник Кожемяко А.В., с 1987 г. - полковник Серов А.Н., с 1991 г. - полковник Безлепкин А.В., с 1993 г. - полковник Казаков А.Г.

Годовой праздник части - 7 ноября.


23 ВОЕННО-ТРАНСПОРТНАЯ

АВИАЦИОННАЯ ДИВИЗИЯ

 

Дивизия сформирована 23 сентября 1992 года на основании Директив ГШ ВС РФ    от 24 августа 1992 года и ГШ ВВС  от 29 августа 1992 года в городе Улан-Удэ Бурятской АССР.

В состав дивизии вошли:

- 192 гвардейский военно-транспортный Керченский Краснознаменный авиационный полк (на самолетах Ил-76);

- военно-транспортный Комсомольский Трансильванский Краснознаменный авиационный полк (на самолетах Ан-12);

-  военно-транспортный авиационный полк (на самолетах Ан-12).

В 1994 году дивизия принимала участие в ликвидации последствий землетрясения на Курильских островах.

Согласно Директивы ГШ ВС РФ  от 7 апреля 1995 года 192 гв. втап расформирован.

Личный состав дивизии в настоящее время успешно выполняет специальные правительственные задания по перевозке военных и народнохозяйственных грузов.

В разные годы дивизией командовали:

с 1992 г. - генерал-майор авиации Алексеенко Г.И., с 1996 г. - полковник Филиппов А.М.

Годовой праздник части - 23 сентября.


150 ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК

 

Полк сформирован 1 июля 1979 года директивой Главного штаба ВВС от 13 марта 1979 года как отдельный смешанный  авиационный полк с местом базирования - аэродром “Восточный” города Улан-Удэ в составе ВВС войск Дальнего Востока.

В состав полка входили 2 авиационные эскадрильи самолетов, одна вертолетная эскадрилья и ТЭЧ полка. Самолеты: Ту-154, Ту-134, Ан-24, Ан-26, Ан-12, Ил-22; вертолеты Ми-8.

С 25 февраля 1988 года полк передан в состав 23 Воздушной Армии Забайкальского Военного округа.

С 16 июля 1992 полк передан в состав военно-транспортной авиации ВС РФ.

С 1 января 1993 года полк стал военно-транспортным в составе военно-транспортной авиационной дивизии и начал перевооружение на самолеты Ан-12.

В период с декабря 1994 по август 1996 гг. экипажи полка принимали участие в боевых действиях по ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики, выполнял перевозки различной техники и грузов в удаленные районы Крайнего Севера и Дальнего Востока и другие задачи.

В разные годы полком командовали:

с 1979 г. - полковник Абрамов П.В., с 1984 г. - полковник Чукавин М.М., с 1987 г. - полковник Логинов В.И., с 1992 г. - полковник Абрамов В.С., с 1995 г. - полковник Шишляев Ю.В.

Годовой праздник части - 1 июля.


192 ГВАРДЕЙСКИЙ  ОТДЕЛЬНЫЙ

ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ

АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК

 

Полк начал формироваться в марте 1942 года в соответствии с приказом НКО      № 056 от 18 марта 1942 года. Место формирования пос. Кратово и пос. Чкаловский.

Формирование полка закончилось 22 апреля 1942 года. Полку присвоено наименование 102 транспортный авиационный полк.  Полк вошел в состав 1 транспортной авиационной дивизии. Это был первый в стране военно-транспортный полк, на вооружении которого стояли транспортные самолеты ПС-84 (Ли-2). Но уже в июле 1942 года 102 тап преобразован в 102 авиационный полк дальнего действия.

В годы Великой Отечественной войны полк выполнял боевые задачи по бомбометанию, доставке на фронт оружия и продовольствия, эвакуации людей. Полк принимал участие в Сталинградской битве, Северо-Кавказской, Орловской и Курской операциях, прорыве блокады Ленинграда, разгроме фашистов   под Нарвой и на Одере. Вел боевые действия на территории Финляндии, Польши и Германии. За военный период выполнено 7560 боевых вылетов, воспитано 2 Героя Советского Союза, 8 человек награждено орденом Ленина.

За достигнутые успехи в сентябре 1943 года полк награжден орденом “Красного Знамени”, в мае 1944 года полку присвоено почетное наименование “Керченский”, а в ноябре 1944 года получил почетное звание “Гвардейский”.

Приказом командующего 18 ВА № 001 от 22 декабря 1944 года полк переименован в 32 гвардейский бомбардировочный авиационный Керченский Краснознаменный полк.

В июне 1946 года  полк передан в состав ВТА ВВС.

Во второй половине 40-х  и до конца 50-х годов полк летал на самолетах По-2,    Ли-2, Ил-12, Як-1, Ил-14, планерах Як-14. С 1962 года на самолетах Ан-8, а в 1967 году весь личный состав переучился на самолет Ан-12. В 1989 году полк переучился на самолеты Ил-76.

 С 1964 по 1971 год полк входил в состав 14 военно-транспортной авиационной дивизии, а затем был переведен на штат отдельного полка.

В 1992 году полк вошел в состав сформированной 23 втад и получил наименование 192 гвардейский военно-транспортный авиационный полк.

Базируясь на аэродромах Дальнего Востока, в послевоенный период полк выполнял воздушные перевозки в районы Крайнего Севера и Дальнего Востока, участвовал в ликвидации последствий землетрясения в Армении, на Сахалине, осуществлял перевозку Миротворческих сил, выполнял задачи в Анголе, ДРА, Вьетнаме и других странах.

В разные годы командирами полка были: капитан Осипчук Б.П., полковник Савонов Н.В., полковник Шевчук А.С., полковник Балашов К.Я., полковник Григорьев К.М., полковник Солодовник В.С., полковник Дворовенко А.И., полковник Полоник А.М., полковник Цынгуев К.А., полковник Байков И.М., полковник Гебрич А.М., полковник Качанов Н.А., полковник Серин В.Н., полковник Федоров А.А.

Согласно Директивы ГШ  от 7 апреля 1995 года 192 гвардейский втап (командир полка - полковник  Федоров А.А.) - расформирован.


930  ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ   АВИАЦИОННЫЙ

   КОМСОМОЛЬСКО-ТРАНСИЛЬВАНСКИЙ

   КРАСНОЗНАМЕННЫЙ  ПОЛК

 

Полк сформирован по инициативе ЦК ВЛКСМ  3  июля  1942  года в соответствии с Директивой заместителя  НКО  СССР № 339914/СС  от 30 июня 1942 года в городе Алатырь Чувашской АССР. Формирование закончено 25 июля 1942 г.

При формировании полк  получил название “ 930  Комсомольский  легкий  бомбардировочный авиационный полк “ и вошел в состав 3 Воздушной армии. На вооружении полка находились самолеты По-2. Боевые действия полк начал на Калининском фронте.

В ноябре 1942 года полк переведен в состав 211 Ночной бомбардировочной авиационной дивизии, а в апреле 1943 года переведен в состав 312 Ночной бомбардировочной авиационной дивизии.

19 августа 1943 года полк в составе 5 ВА переведен на Степной фронт.

В годы Великой Отечественной войны полк, действуя в интересах Калининского, Степного и 2-го Украинского фронтов, принимал участие в Ржевской, Велико-Лукской, Корсунь-Шевченковской, Ясско-Кишиневской операциях, в освобождении города Будапешт и территории Чехословакии.

Всего за время Великой Отечественной войны полк выполнил 16240 боевых вылетов.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых заданий в июле 1944 года полк был награжден орденом “Красного Знамени”, а в ноябре 1944 года ему было присвоено почетное наименование “Трансильванский”. Капитан Заевский удостоен звания “Герой Советского Союза”.

В мае 1946 года на базе 930 авиационного полка ночных бомбардировщиков сформирован 374 авиационный транспортный полк, который вошел в состав 12 транспортной дивизии МВО.

В сентябре 1946 года полку возвращено прежнее наименование  “ 930 авиационный Комсомольско - Трансильванский Краснознаменный полк “, а в январе 1947 года полк передан из состава ВВС МВО в состав  ДТА ВДВ.

В июне 1956 года 930 транспортно - десантный Краснознаменный Комсомольско - Трансильванский авиационный полк 12 авиационной транспортной дивизии ВДВ передан в состав ВТА ВВС.

В ноябре 1957 года полк приступил к теоретическому и практическому переучиванию на самолет Ил-14, а с августа 1959 года - на самолет Ан-8.

В октябре 1963 года полк из состава 12 втад передан в состав 14 втад и перебазирован на аэродром Завитинск  Амурской области.

В августе 1967 года личный состав полка приступил к переучиванию на самолет Ан-12.

После расформирования 14 втад, в 1971 году, полк переведен на штат отдельного полка.

В 1956 году полк составом 16 экипажей участвовал в Венгерских событиях.

В период с 1979  по 1989 года экипажи полка принимали участие в боевых действиях в ДРА. С 1982 по 1989 года эскадрилья полка постоянно базировалась на аэродроме Баграм. Именно этот полк выполнил наибольший объем перевозок на территории ДРА за что в 1988 году награжден вымпелом МО ДРА.

Особая роль принадлежит полку в снабжении отдаленных гарнизонов Севера и Дальнего Востока продуктами питания, промышленными товарами, топливом и другими средствами жизнеобеспечения.

Экипажи полка  принимали участие в оказании помощи народам Вьетнама и Анголы, в ликвидации последствий землетрясения в Армении и на Сахалине, перевозке Миротворческих сил и в выполнении других задач.

29 августа 1992 года согласно Директиве ГШ ВС РФ от 24 августа 1992 года полк вошел в состав  военно-транспортной авиационной дивизии.

В разные годы полком командовали:

с 1942 г. - майор Еренков М.Д., с 1943 г. - подполковник Чернобуров А.И., с 1946 г. - подполковник Шалухин В.А., с 1946 г. - подполковник Каманов Г.М., с 1947 г. - подполковник Бандровский П.А., с 1948 г. - подполковник Шкулепов А.П., с 1951 г. - полковник Изнов А.В., с 1955 г. - полковник Дворецкий В.З., с 1956 г. - полковник Кравченко И.В., с 1957 г. - полковник Яременко А.Е., с 1964 г. - подполковник Егоров Е.М., с 1966 г. - подполковник Зубов Б.П., с 1969 г. - подполковник Пронин В.И., с 1973 г. - полковник Кудряков В.Н., с 1975 г. - подполковник Кривенко В.П., с 1975 г. - полковник Сокол В.Г., с 1978 г. - полковник Амелькин Г.В., с 1980 г. - подполковник Мужаев В.П., с 1984 г. - подполковник Камчатов В.А., с 1987 г. - подполковник Овсянкин В.Г., с 1989 г. - полковник Калугин Е.А., с 1993 г. - полковник Самчкуашвили А.Г., с 1996 г. - полковник Азаров С.О.

Годовой праздник части - 3 июля.


610  ЦЕНТР БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ И

 ПЕРЕУЧИВАНИЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА

 

610 ЦБП и ПЛС сформирован в декабре 1967 г. в соответствии с директивой ГШ ВС СССР от 24 марта 1967 года и ГШ ВВС  от 11 мая 1967 года в поселке Сеща Дубровского района Брянской области первоначально как 25-е офицерские курсы ВВС. Состоял из управления курсов и инструкторской авиационной эскадрильи на самолетах Ан-12.

В 1968 году курсы были переведены в город Иваново, в августе 1971 года преобразованы в 25-е Центральные офицерские курсы ВТА, а в декабре 1974 года в 610-й центр боевого применения и переучивания летного состава ВТА. В его состав входило управление центра и 374 инструкторский втап (Ан-12).

В связи с ростом поставок советских самолетов Ан-12, а затем Ил-76 в ряд дружественных государств с 1971 г. в Центре была развернута подготовка иностранных специалистов. По 1992 год в Иваново прошли обучение 1672 слушателя из Алжира, Болгарии, Гвинеи, Индии, Ирака, Кубы, Польши, Сирии, Чехословакии и Эфиопии.

В 1979 году 374 втап был расформирован, а на его базе сформированы две инструкторские эскадрильи: одна на самолетах Ан-12, другая - на Ил-76. В последующем была сформирована третья (исследовательская) авиационная эскадрилья и Центр полностью перевооружился на самолеты Ил-76.

В августе 1994 года на базе двух инструкторских и одной исследовательской эскадрилий формируется инструкторский военно-транспортный авиационный полк на самолетах Ил-76, а на базе переведенного из Ферганского учебного авиационного центра - инструкторская военно-транспортная авиационная эскадрилья на самолетах Ан-12.

В общей сложности Центр дал ВВС более 12 тысяч специалистов для военно-транспортной и транспортной авиации.

Кроме того, экипажи Центра выполнили большое количество специальных задач, в томчисле в ДРА, при ликвидации последствий землетрясения в Армении, в Чечне и других “горячих точках”.

В разные годы 610 ЦБП и ПЛС командовали:

с 1967 г. - полковник Некрасов В.П., с 1970 г. - полковник Соловьев В.П., с 1974 г. - генерал-майор авиации Моргис Н.С., с 1977 г. - генерал-майор авиации Петров А.А., с 1984 г. - полковник Власинкевич К.И., с 1986 г. - генерал-майор авиации Павленко А.И., с 1995 г. - генерал-майор Ахлюстин А.В.

Годовой праздник части - 1 сентября.


 ИНСТРУКТОРСКИЙ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ

АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК

 

Полк начал формироваться согласно директивы МО РФ  от  11 октября 1993 года на аэродроме Иваново на базе двух инструкторских и одной исследовательской эскадрилий 610 Центра боевого применения и переучивания летного состава военно-транспортной авиации Военно-Воздушных сил.

На вооружении полка находятся самолеты Ил-76.

С декабря 1994 года по август 1996 года личный состав полка принимал участие в боевых действиях по ликвидации незаконных формирований на территории Чеченской Республики.

В разные годы полком командовали:

с 1993 г. - полковник Дудаков С.А., с 1997 г. - полковник Коновалов С.А.

Годовой праздник части - 1 сентября.


708  ОТДЕЛЬНЫЙ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ

КЕРЧЕНСКИЙ  КРАСНОЗНАМЕННЫЙ

  АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК

 

7 октября 1942 года на базе первой авиационной эскадрильи отдельного авиационного полка Особого Назначения был сформирован 2 транспортный авиационный полк, входящий в состав 2 авиационной дивизии Особого Назначения ( Директива заместителя НКО СССР  № 340641  от 21/24 сентября 1942 года).

С 7 октября 1942 года до конца войны 9 мая 1945 года полк выполнял оперативные задания ВВС КА по перевозке летного и технического состава штабов и технического имущества маршевых полков Управления Технического Снабжения ВВС КА по доставке срочных грузов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 14, 16 и 18 Воздушным Армиям. Произвел 27806 самолето - вылетов с налетом 39474 часа. Перевезено людей - 47415 человек, грузов - свыше 8451 тонн.

С 7 октября 1942 года по 1947 год летный полка летал на самолетах Ли-2 и С-47.

В 1948 году три экипажа 2 тап ОН выполняли особо важное задание ГК ВВС по освоению высоких широт. При этом экипаж майора Севостьянова на самолете Ил-12 достиг Северного Полюса.

В феврале 1949 года 708 атп ОН передан в состав ВТА и переименован в 708 военно - транспортный авиационный полк.

В 1952 году полк перевооружился на самолет Ил-12, а в 1957 году - на Ил-14.

В 1962 году 20 экипажей по заданию Советского правительства принимали участие в перевозке и выброске грузов с территории ДРВ на аэродромы и площадки Лаоса. Выполнено 3879 боевых вылетов с общим налетом 9480 часов. Перевезено и десантировано 3914 тонн груза, перевезено 15834 пассажира.

В 1963 году полк приступил к теоретическому и практическому переучиванию на самолет Ан-8, а в 1965 году - на самолет Ан-12. В 1987 году  личный состав полка  начал осваивать самолет нового поколения - Ил-76 мд.

Полк привлекался для участия в учениях: “ Северский Донец “, “Ладога “, “Щит”, “Дунай “, “ Весенний гром “ и на других крупных учениях и маневрах.

Он принимал активное участие в оказании интернациональной помощи народам ДРА, в ликвидации последствий землетрясения в Армении,  аварии на Чернобыльской АЭС, переброске Миротворческих сил на территории СНГ и в Югославию, а также для решения ряда других задач.

В 1992 г. переведен из Азербайджана (Гянджа) на аэродром Таганрог-Южный.

В 1995 году полк получил награды и почетные наименования расформированного 192 гвардейского военно-транспортного Керченского Краснознаменного авиационного полка.

В разные годы полком командовали:

с 1943 г. - подполковник Зотов Н.А., с 1943 г. - майор Городилов Я.С., с 1944 г. - подполковник Галушко И.Г., с 1945 г. - полковник Федоров С.Д., с 1956 г. - полковник Долгов А.К., с 1958 г. - полковник Моторин А.Б., с 1959 г. - подполковник Проводин С.Ф., с 1960 г. - подполковник Панасов П.Д., с 1965 г. - подполковник Рахманович В.А., с 1968 г. - подполковник Чемерисов Ю.Я., с 1973 г. - подполковник Ефанов В.В., с 1975 г. - подполковник Монахов В.С., с 1979 г. - подполковник Белов В.В., с 1983 г. - полковник Табаков Н.И., с 1989 г. - полковник Одинцев А.К., с 1991 г. - полковник Ерофеев В.Е., с 1995 г. - полковник Осиков В.Ф.

Годовой праздник части - 7 октября.


194  ГВАРДЕЙСКИЙ КРАСНОЗНАМЕННЫЙ

БРЯНСКИЙ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ

АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК

 

27 апреля 1932 года приказом НКО была сформирована 21-я Ростовская авиабригада в составе двух авиаэскадрилий, которые именовались: 1-я Ростовская и 2-я Андриановская. 1-я авиаэскадрилья имела 5 самолетов: 1 ТБ-1, 1 ТБ-3 и 3 Р-5.  2-я авиаэскадрилья имела 2 самолета: ТБ-1 и Р-5. В начале 1934 года начала формироваться 3-я авиаэскадрилья, а в мае 1936 года - 4-я авиаэскадрилья.

Авиабригада в 1938 году реорганизуется в 1 отдельный тяжелый бомбардировочный полк вооруженный самолетами ТБ-3 и входящий в состав АОН-3.

В 1940 году полк с аэродрома Палестина выполнял регулярные задания командования, участвуя в освобождении Западной Белоруссии и Западной Украины.

В феврале 1941 года 1 отдельный тяжелый бомбардировочный полк вошел в состав 42 авиадивизии и стал именоваться 1-м тяжелым бомбардировочным полком.

В декабре 1941 года согласно приказу командира 42 авиадивизии № 096 от 5 декабря 1941 года 1 тбап вошел в состав 23 смешанной авиадивизии.

В 1942 году полк действует в интересах Северо-Западного, Центрального, Юго-Западного и Сталинградского фронтов.

8 марта 1942 года, в связи с организацией авиации дальнего действия, 23 ад переименована в 53 авиадивизию дальнего действия. 1 тбап приказом командира 53 ад ДД  № 049 от 31 марта 1942 года переименован в 1 авиаполк ДД.

За успешные действия при выполнении боевых задач в интересах Сталинградского фронта приказом НКО № 250 от 18 августа 1942 года полку присвоено наименование “Гвардейский” и полк стал именоваться 1 гвардейский авиационный полк дальнего действия.

В 1943 году полк перевооружается на новые самолеты Ли-2 и участвует в Орловской операции и в прорыве блокады Ленинграда.

Указом ПВС СССР от 18 сентября 1943 года полк награжден орденом “Красного Знамени” и переименован в Краснознаменный.

Приказом НКО № 0137 от 27 мая 1944 года полку присвоено наименование “Брянский”.

За время Великой Отечественной войны полком выполнено 7454 боевых вылета.

За успешное выполнение боевых задач 11 летчиков и штурманов удостоены высокого звания “Героя Советского Союза”

В 1946 году полк из авиации ДД перешел в состав ВВС МВО, переименован в 194 гвардейский авиационный бомбардировочный Брянский Краснознаменный полк и был передан в подчинение 1 авиадивизии. В этом же году полк передан в состав авиации ВДВ и получил наименование 194 гвардейский авиационный транспортный Брянский Краснознаменный полк ВДВ.

В августе 1946 года полк передислоцирован с аэродрома Торжок на Дальний Восток (аэродром Галенки).

В мае 1951 года полк перебазируется на аэродром Белоногово, а в сентябре 1953 года - на аэродром Средне-Белая Амурской области.

14 мая 1952 года приказом МО СССР № 0105 полку присвоено почетное наименование “имени гвардии капитана Гастелло Николая Францевича

В июле 1956 года полк передан в состав ВТА ВВС.

В июне 1960 года полк всем составом перебазируется на аэродром Фергана Узбекской СССР.

С августа 1964 года личный состав приступил к теоретическому и практическому переучиванию на самолет Ан-12.

В 1967-76 годах полк выполнял специальные задания правительства по поиску космических объектов, в выброске парашютистов альпинистов на площадку в районе горных вершин “Пик Ленина” и “Пик Коммунизма”, участвовал в учениях “Восток”, “Весенний гром”, “Дунай”.

С марта по сентябрь 1979 года и с сентября 1986 года по 1992 год на базе 194 гв. втап был развернут временный Учебный Авиационный Центр по переучиванию авиационных специалистов дружественных стран на самолет Ан-12, Подготовлено свыше 300 авиационных специалистов, из них около 50 летчиков.

В период с 1979 по 1989 года полк выполнял специальные задания по оказанию интернациональной помощи народам Мозамбика, Вьетнама, ДРА.

За образцовое выполнение правительственных заданий полк награжден памятными знаменами ЦК КП Узбекистана, Президиума Верховного Совета и Совета Министров УзССР и Военного Совета ВВС (1967 год).

В разные годы полком командовали:

с 1932 г. - майор Минин А.П., с 1933 г. - майор Тарновский-Терлецкий А.М., с 1938 г. - майор Тагорский А.М., с 1939 г. - майор Филиппов И.В., с 1942 г. - подполковник Чирсков Б.Ф., с 1943 г. - подполковник Аргановский И.С., с 1944 г. - подполковник Филин Ю.М., с 1949 г. - подполковник Орлов Г.И., с 1951 г. - подполковник Скотников В.К., с 1957 г. - подполковник Моисеев М.И., с 1960 г. - подполковник Соломатин И.Н., с 1964 г. - подполковник Зайцев Б.М., с 1966 г. - подполковник Кузнецов М.М., с 1968 г. - подполковник Казанков В.И., с 1970 г. - подполковник Осадчук Б.В., с 1974 г. - подполковник Липунцов Ю.П., с 1977 г. - подполковник Сердюк А.И., с 1979 г. - подполковник Павленко А.И., с 1983 г. - подполковник Митченко А.В., с 1989 г. - подполковник Карлов В.В.

В 1992 году, в результате распада СССР, полк вошел в состав ВВС Узбекистана.

 

Количество просмотров - 1510

Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.



    Яндекс.Метрика